Словарь Просветления ОШО

А | БВГДЕЖЗИКЛМНО | П | PСТУФ | ХЦЧШ | Э | Ю | Я

 

 


Хаос
Хаос — это всегда хорошо. Порядок всегда мертв. Из хаоса рождаются звезды; из порядка — только Адольф Гитлер.
Поэтому я не вижу никакой проблемы в хаосе. Если навести абсолютный порядок, получится концентрацион­ный лагерь.
В хаосе есть красота. Свобода — другое название хаоса.
Разум — это всегда поиск неизвестного, а поиск неиз­вестного всегда туманен, неясен. Ищущий всегда движется в хаос. Но те, кто знает, согласны: только из хаоса рожда­ются звезды. Неясное, туманное — нечто такое, что смут­но угадывается, но не видно ясно, словно скрытое в сво­его рода утренней дымке, — указывает на приближение рассвета. Не противодействуйте ему. Это намек на солнце, которое скоро взойдет. Это также намек на таинственное; таинственное никогда не бывает ясным. А жизнь — ничто, если она не таинственна.
Разумный человек — тот, кто слушает реальность, кто слушает неясное, туманное, кто слушает таинственное и
достаточно смел, чтобы углубиться в тайну существова­ния. Те, кто идут за ясным, рациональным, математиче­ским, остаются мирскими. Они остаются с толпой, остаются обычными, и они всегда остаются отсталыми, потому что не дают своему разуму шанса на приключение. Они никогда не рискуют, а без риска разум засыпает. Только в риско­ванной ситуации разум пробуждается.


«Хватит»
Английское слово greed, жадность, происходит от того же корня, что и слово гиддха, стервятник.
Стервятник — одна из самых безобразных птиц, кото­рую можно представить.
А жадность, несомненно, одна из самых безобразных вещей, какие только бывают в человеке.
Но ум — стервятник. Он никогда ничем не бывает до­волен. Вы продолжаете ему давать, он продолжает брать и требует все больше и больше. Он никогда не бывает благо­дарен; он всегда жалуется, что этого недостаточно. Ум ни­когда не скажет: «Хватит».
 
Характер
Жизнь коротка. Живите как можно богаче и не старай­тесь быть последовательным. Последовательный человек крайне беден. Конечно, общество уважает последователь­ного человека, потому что последовательный человек пред­сказуем. Вы знаете, что он будет делать завтра, вы знаете, как он будет реагировать. Он управляем, им легко мани­пулировать. Вы знаете, на какую кнопку нажать и как он себя поведет. Он — машина; он не настоящий человек. Вы можете включить его и выключить, и он будет вести себя послушно; он в ваших руках.
Общество уважает последовательного человека; об­щество называет последовательность «характером». Но истинный человек не имеет никакого характера. Настоя­щий человек бесхарактерен или находится за пределами характера. Настоящий человек не может позволить себе иметь характер, потому что характер можно позволить себе только ценой жизни. Если вы отказываетесь от жизни, вы можете иметь характер. Разве вы можете иметь харак­тер, если не отказываетесь от жизни? Жизнь обновляется каждый миг, и вы тоже.
Общество не будет вас уважать, вы не будете уважае­мым гражданином, но какая разница? Только посредствен­ного человека интересует уважение общества. Настоящего человека интересует только одно: жив я или нет, живу я в соответствии со своим собственным видением, или нет; это моя жизнь, и я сам отвечаю за себя.
Самая важная ответственность — не перед народом, церковью или кем-то другим. Настоящая ответствен­ность — это ответственность перед самим собой. И она со­стоит в том, чтобы жить согласно собственному свету и идти туда, куда бы ни вела вас жизнь, без всяких компромиссов.
Человек характера идет на компромиссы. Его характер есть не что иное, как попытка убедить общество: «Я не опа­сен», и заявить обществу: «Я буду соблюдать правила игры, я полностью в вашем распоряжении».

Харизма
Замечали вы когда-нибудь? Когда политик стоит в окру­жении миллионов людей, которые смотрят на него, проис­ходит некий тонкий оргазм. Он чувствует себя очень счаст­ливым: на него обращено внимание стольких людей, в него вливается столько энергии, к нему течет столько вибраций; они встречаются с его вибрациями, и происходит оргазм. Он сияет. Он взрывается. Когда политик терпит неудачу, проигрывает, все его излучение исчезает, вся его харизма исчезает. Когда вы видите проигравшего политика — на­пример, если вы пойдете и посмотрите на Ричарда Никсо­на сейчас — вы удивитесь: как человек, обладавший такой силой, мог стать таким бессильным? Вся харизма исчезла. Бедный Никсон... Этот человек был таким сильным — что случилось? Энергия, которая текла к нему, не течет боль­ше. Оргазма больше нет. Он потерял свою возлюбленную: его возлюбленной была толпа, он занимался любовью с тол­пой — теперь это утрачено. Политики, когда они проигры­вают, выглядят совершенно пустыми; когда они успешны, они выглядят такими наполненными.
Харизма — это тайна. Она случается только с теми людьми, которые центрировали свое существо, сконцен­трировали свои энергии, которые больше не разваливаются на части, которые соединили себя, стали одним целым — в этом вся суть слова «индивидуальность».
У каждой индивидуальности есть харизма. Но инди­видуальность — это то, что неразделимо. Вы не можете разделить этого человека на фрагменты, не можете ска­зать этому человеку: «Вот эта часть в тебе неправильна, а эта — правильна». Вы не можете создать у этого человека шизофреническую психологию; он един и целостен. Само это явление единства, центрированности и целостности создает магнетическое притяжение. Да, вы не можете ви­деть магнитное притяжение. Вы видите магнит, кусочки металла, которые движутся к магниту, но не можете уви­деть магнетизм, не можете увидеть силу.
Всякая сила невидима. Всякая энергия невидима.
Харизма — это энергия сознания, которое утвердилось в самом себе — дома, в покое, — которое прибыло. Идти больше некуда. Абсолютно расслабленное, без всякого на­пряжения, без всяких тревог, без всяких желаний — ко­ротко говоря, без всяких пререканий и мучений ума... вы прибыли в пункт, который называется Существо, с боль­шой буквы. Как только вы коснулись своего Существа, вы больше не сущность, отдельная от вселенной — вы ста­новитесь неотъемлемой частью этого невероятно живого существования.
Но возникает одна проблема... Если вы видите Гаутаму Будду, никаких проблем нет. Вам понятно — этот человек расцвел. Вы видите это. В его глазах вы видите глубину; вы можете видеть изящество в его движениях. Вы можете услышать в его словах убедительность, которая приходит только из опыта, а не из знаний.
Проблема возникает, когда вы встречаете некие хариз­матические качества в обычном человеке, который никог­да не медитировал, никогда не шел внутрь, который так же обычен, как все остальные. Но что-то случилось: вы чувству­ете магнетическое притяжение. И, поскольку вы не достиг­ли своего собственного центра, вам очень трудно отличить человека центрированного — соответственно, обладающе­го магнетическим притяжением — от человека не центри­рованного, к которому вас, тем не менее, каким-то образом притягивает. Вы не можете отличить их по той простой при­чине, что не пережили этого в своем собственном существе.
Обычный человек иногда обладает чем-то похожим на харизматическую силу, но вы будете удивлены, узнав, что это вовсе не харизматическая сила. Это нечто прямо противоположное — это избыток сексуальной энергии. В харизматическом опыте энергия находится в самом вы­соком центре человека. Она в седьмом центре, сахасра-ре, за пределами которого вы вступаете в бесконечность, за пределами которого вас больше нет, и вы есть все. Энергия одна и та же.
У человека есть семь центров, важнейших центров. Энергия хранится, как в резервуаре, в самом нижнем цен­тре — что естественно по причине гравитации. Вода под действием гравитации течет вниз; гравитация всегда тя­нет в самое низкое место. Вода не может течь вверх, если не приложить какие-то усилия. Пока не создано специальное средство, отменяющее эффект гравитации, вода всегда будет течь вниз, вниз и вниз.
Сексуальный центр — самая низкая точка в вашем су­ществе. Вся энергия аккумулируется в сексуальном цен­тре. В тот момент, когда ребенок рождается, он несет в себе всю жизненную энергию, которая находится в сексуальном центре. Но, как это ни грустно, девяносто девять целых и девять десятых процента людей умирает в том же состо­янии — энергия по-прежнему находится в сексуальном центре, хотя это больше не избыточная энергия ребенка, а мертвая энергия старика. И она по-прежнему находится в самом нижнем центре.
Вся наука религии есть не что иное, как попытка соз­дать методы, средства, техники, отменяющие закон грави­тации и дающие энергии свободу, чтобы подниматься вверх. Как только энергия начнет подниматься вверх, вы увиди­те перемены, происходящие сами по себе. Ваше поведение изменится, ваши поступки изменятся, ваши жизненные ориентиры изменятся. Вы будете удивлены, и другие тоже будут удивлены. Что случилось? Они видели ваш гнев, они видели вашу злость, они видели вашу зависть, они видели вашу ненависть; и вдруг вы излучаете любовь.
Если энергия доходит до центра сердца — четвертого центра, — в вашей жизни появляется удивительная сла­дость, аромат, красота; а вы прошли только половину пути. Если энергия движется еще выше — по мере того, как энер­гия движется выше, ваша харизматическая сила будет ста­новиться все более и более явной — даже для бессердеч­ных и бесчувственных людей. Харизматическая энергия настолько сильна, что слепой увидит ее, глухой услышит, а бессердечный почувствует. Все зависит от того, насколь­ко высоко поднялась энергия.
После центра сердца харизму будут чувствовать мно­гие, но не все.
Пятый центр — горло. Когда энергия движется в гор­ловой центр, в ваших словах будет проявляться что-то от харизмы вашего существа, потому что они рождаются из вашего сердца, они приходят изнутри, они несут в себе не­кий аромат вашего сокровенного существа.
Современники говорили об Иисусе... Иисус не был об­разованным, культурным — это был бедный человек, сын плотника. Отец не мог дать ему образование. Но люди изум­лялись: он не умел читать, не умел писать, но, когда он го­ворил, это было ни с чем не сравнимо. Величайшие раввины тех дней, великие ученые, ораторы, религиозные лидеры, даже первосвященник великого иудейского храма в Иеру­салиме — все они были пигмеями перед этим молодым че­ловеком. Ему было всего тридцать лет, когда он начал учить; и его распяли, когда ему было всего тридцать три года. Он даже не достиг расцвета своей жизни. Но у всех, кто слышал его — были они согласны с ним или нет, — возникало одно абсолютно одинаковое чувство, что, когда он говорит, вы не можете не согласиться, по крайней мере, в его присутствии. Даже мысли такой не возникает. При нем вы не можете со­мневаться; что-то глубокое убеждает вас. Это не логика. Это не его ум, это его авторитет. Это харизма, которую несут в себе его слова. Во всей Иудее знали, что ни один человек ни­когда не говорил так, как Иисус. Даже его враги признава­ли, что ни один человек никогда не говорил так, как Иисус. А он не говорит ничего особенного; но в том, как он это де­лает, определенно есть что-то особенное; в том состоянии, в котором он говорит, определенно есть что-то особенное.
Я видел тысячи статей, написанных во всем мире, на разных языках, за или против меня — в основном против; но во всех признавалось одно... Меня удивило, что всем им пришлось это признать, и тем не менее, никто не заметил и не задумался... И это наша интеллигенция. Во всех — почти без исключения — статьях упоминались две вещи. Первое: «Не ходите слушать Ошо. Неважно, что он говорит; когда вы находитесь в его присутствии, все кажется правильным. По приезде домой кое-что может показаться подозрительным, могут возникнуть сомнения». Некоторые из них предпола­гали: «Вы были под гипнозом». Совсем немногие — и никто из них не слышал меня — предположили, что слова обладали харизматическим влиянием. Я знаю только одно: я не оратор, я не владею ораторским искусством. Я знаю только, что если я что-то пережил, я могу передать это вам с полным авторитетом, за которым стоит все мое существо. И если вы открыты и доступны, слово, может быть, проникнет во вну­треннее святилище вашего существа. И оно может проник­нуть туда с некоей харизматической энергией.
Шестой центр на пути продвижения энергии — это тре­тий глаз: между бровями, точно в середине. Именно тогда, когда энергия находится в шестом центре, присутствие че­ловека... И ему не обязательно присутствовать рядом; это не только физическое присутствие... Для этого нет нужно­го слова; но мы попробуем без него обойтись... — вы начи­наете ощущать духовное присутствие. Его тело становится менее важным, слова становятся далеким эхо; но его при­сутствие, чистое присутствие становится таким неверо­ятно притягательным... вы знаете только одно ощущение, которое может дать вам некоторое представление об этом, и это ощущение иррационально — когда вы влюбляетесь. Вы не можете дать никаких объяснений, но вы знаете. Вы не можете сказать, но вы чувствуете.
И если энергия достигает седьмого центра, это точка, в которой человек становится пробужденным. Энергия до­стигла высочайшего пика эволюции. Тогда этот человек — чистая харизма.
Все, к чему он прикасается, становится золотом. Всякое место, где он сидит, становится священным.
Все, что он говорит, становится священным писанием. Его действия обретают поразительную красоту. Его без­действие также открывает двери в чудесное. Он говорит истину, и даже когда он молчит, его молчание красноре­чиво. Те, кто понимает язык молчания, радостны и бла­женны — они знают, что нашли человека, которого искали многие века, многие жизни.
Харизматическая сила — это та же сексуальная энер­гия, трансформированная, очищенная. В самом нижнем центре она была ядом; в высшем центре она стала нектаром.

Но в самом нижнем центре она тоже обладает невероятной силой. И вы знаете, что иногда вас с необыкновенной силой притягивает к обычному человеку. Помните: это влечение сексуально, а сексуальное влечение слепо. Но обычные люди знают только это притяжение, и поэтому, когда они случайно встречают человека с некоей харизмой, у них нет никакого способа отличить одно от другого.
Вот почему иногда в пробужденных, а иногда в непро­бужденных людях чувствуется сила. Это не одна и та же сила, хотя и рождается она из одной и той же энергии. Но в нижнем центре она груба, примитивна, животна. Ее вли­яние тянет вас в низшие царства бытия.

Хиромантия
Вся хиромантия, вся астрология — это просто эксплу­атация человеческого страдания. Поскольку человек стра­дает, он хочет, чтобы кто-то каким-то образом сказал ему, кто он и что его ждет в будущем.
Все эти науки появились из-за того, что человек страда­ет. И они эксплуатировали человека на протяжении тысяч лет по той простой причине, что рано или поздно каждый человек начинает задаваться вопросами о собственной жиз­ни. Что я здесь делаю? Есть ли в моей жизни смысл или она бессмысленна? Двигаюсь ли я куда-то или хожу по кругу? И если я куда-то двигаюсь, то в правильном ли направлении?

Хвастовство
Я читал одну историю:
Три монаха из трех разных христианских монастырей встретились на перекрестке. Конечно, они стали хвастать. Один сказал:
— Вам придется признать, что наш монастырь дал миру величайших святых. Ваши монастыри в этом смысле — ни­что. Посмотрите на наше легендарное прошлое — сколько святых у нас в монастыре!
Второй сказал:
— Ты прав. Но ты должен признать, что все великие теологи вышли из нашего монастыря — великие философы, ученые, систематизаторы. Вы не можете похвастать­ся ни одним теологом такого масштаба; мы же производим
их тысячами.
Оба они посмотрели на третьего и сказали:
—    Нам жаль тебя, потому что тебе нечем похвалиться.
Третий сказал:
—    Да, у нас нет великих святых, это правда. И мы не дали миру великих мыслителей, теологов, это тоже правда.
Но если говорить о скромности — здесь мы на первом месте!

Хитрость
Хитрость — просто мягкое название коварства. Поэтому я против нее. Я не против того, чтобы быть умным, но умно­му человеку не нужно хитрить. Только глупому человеку приходится хитрить: поскольку ему не хватает ума, при­ходится чем-то его заменять.
Хитрость — это пластмассовый разум, искусственный разум. Это жалкая замена. Да, я знаю, что в жизни хитрить выгодно, по крайней мере, в сиюминутном масштабе, но никогда не в широком масштабе. А мудрый человек всегда должен мыслить широкомасштабно. Вы можете хитрить, и в этот миг ваша хитрость может принести выгоду, но рано или поздно вам придется расплачиваться.
Вы сеете нехорошие семена, и вам придется пожинать плоды. Вы не можете уйти от последствий; последствия неизбежны...
Хитрость может принести сиюминутную выгоду, но рано или поздно вы попадетесь в собственные сети. Вы упадете в яму, которую выкопали для других. Берегитесь!
Я не против разума, я за то, чтобы познавать; но это абсолютно разные качества. Познают — сердцем, хитрят — головой.

Холостяки
Я слышал об одном человеке, который всю жизнь искал совершенную женщину, и в конце концов умер холостым. Когда он умирал, кто-то спросил его:
- Всю свою жизнь ты искал совершенную женщину.
Неужели ты ни одной не нашел?
- Как это не нашел? — ответил он. — Я много раз встре­чал совершенных женщин.
- В чем же дело? Почему ты не женился?
Потому что она тоже искала совершенного мужчину!
 
Храбрость
Храбрость — это способность рискнуть известным ради неизвестного, знакомым ради незнакомого, удобным ради трудного, опасного паломничества к неведомой цели. Никто не знает, сможет он совершить его или нет. Это азартная игра, но только игрок знает, что такое жизнь.

Храмы
Все храмы фальшивы, все мечети фальшивы, все церк­ви фальшивы. Я не осуждаю их, я просто констатирую факт — они рождены вашим воображением. Я не говорю: уничтожьте их, я говорю: наслаждайтесь ими — но не ду­майте, что это наслаждение ведет вас к предельному. На­слаждайтесь этими фантазиями. Это хорошая игра, ничего плохого тут нет. Люди ходят в кино, люди ходят на танцы. Почему нельзя позволить им наслаждаться религиозной фантазией? Пусть они радуются в своих храмах, в своих мечетях, в своих гурудварах — они свободны! Лучше иметь религиозную фантазию, чем никакой не иметь. Но не думай­те, что при этом вы реализуете Брахман; вы не можете. Его нет в храмах, так что вы ничего подобного не можете. Вы можете наслаждаться собой, можете наслаждаться своей фантазией, своим выдуманным миром.
Если это ясно, храмы могут продолжать существовать. Это прекрасные, художественные произведения, но не те­ряйте себя в них. Идите в храм, но не теряйтесь в нем. Про­должайте помнить, что все, чему поклоняются люди, не яв­ляется истинным Брахманом, потому что истинный Брах­ман скрыт в поклоняющемся

 Христианство
« Христос исчез, и после него осталось христианство. Христианство — это труп, труп Христа. Христианство — то самое учреждение, против которого восстал Христос. Христианство принадлежит тем же самым священникам, которые распяли Христа. Теперь храм переехал. Он не в Иерусалиме, он в Ватикане; но это тот же храм. Менялы изменились, но обмен денег продолжается. Организация теперь находится в руках других людей, под другими име­нами, но она осталась прежней.
Мне очень не хочется уделять христианству какое-либо внимание, но, к несчастью, оно того заслуживает — это са­мое уродливое проявление религии на земле!