Словарь Просветления ОШО

А | БВГДЕЖЗИКЛМНО | П | PСТУФХЦЧШ | Э | Ю | Я


Дежавю
Переживание, которое получило название дежавю, име­ет реальные основания, потому что вы живете не в первый раз; вы видели много жизней, много смертей. И естественно, за тысячу жизней просто невозможно не попасть в те же ме­ста, не встретить те же лица... вы видите дерево и чувствуете, что видели точно такое же дерево раньше. Вы чувствуете это абсолютно точно, без всяких сомнений, вы не выдумываете: вы видели раньше какого-то человека или были раньше в какой-то ситуации и видели все до малейших деталей.
Это очень странное ощущение; у вас голова идет кругом. Но это доказывает, что все религии, которые родились за пределами Индии, очень неполны; они не могут объяснить ощущение дежавю. Без идеи реинкарнации дежавю необъ­яснимо. Вы приезжаете в город и внезапно чувствуете, что были здесь раньше. Вы знаете, что, если пойдете направо, там будет река, а если пойдете налево, придете на вокзал. Вы проверяете, и выясняется, что вы попали на реку или на вокзал! Вы узнаете деревья на дороге, вы узнаете реку; бьх как будто видели это в кино или, возможно, во сне.
Но вы не видели этого ни в кино, ни во сне. Вы видели это в другой жизни.
Вы наполнены воспоминаниями обо всех своих прош­лых жизнях. Это просто милость со стороны существо­вания: оно переворачивает прочитанную страницу. Как только вы умираете, память об этой жизни становится за­крытой страницей. Одной жизни достаточно, чтобы свести вас с ума. Если бы вы могли помнить много жизней, нельзя бы было найти ни одного человека, который не сошел бы с ума — потому что женщина, на которой вы женаты, в прош­лой жизни была вашей матерью; а ваша дочь или женщи­на, которую вы любите, в прошлой жизни была мужчи­ной, который убил вас, и теперь вы снова угодили в ту же ловушку, только в другой форме. Если бы вы помнили все свои жизни, все стало бы очень сложным.


Дежавю — это небольшой фрагмент прошлого, который каким-то образом проник в ваше настоящее. Это реальность. И есть факты: дежавю, воспоминания о прошлых жизнях, ко­торые подтверждались много, много раз, делают теорию ре­инкарнации не просто религиозной теорией, но научным фак­том. Когда-нибудь, когда у науки будет более открытый ум-Проблема в том, что весь научный прогресс происходит на Западе, где принята концепция одной жизни; так что ученые предвзяты в пользу одной жизни. Но мир с каждым днем становится все теснее. Рано или поздно науке при­дется обратить внимание на этот феномен, потому что это очень важно для человеческого роста, для медитации, для трансформации сознания — поскольку, если вы можете вспомнить свои прошлые жизни, это доказывает, что и по­сле смерти есть будущее. Память о прошлых жизнях так­же доказывает, что после смерти вы снова будете здесь — в другой форме, под другим именем.
Кроме того, этот факт будет научно доказан — я не со­мневаюсь, что наука когда-нибудь начнет двигаться в этом направлении и отбросит христианскую, иудейскую и му­сульманскую идею одной жизни... Это просто глупо, потому что ничто в существовании не умирает; все продолжается, меняются только формы. Почему в отношении жизни это должно быть иначе?
Если люди осознают, что они тысячи раз прожили одну и ту же жизнь... именно с этой целью была создана теория реинкарнации — чтобы создать огромную скуку, пресыще­ние, потому что все это вы делали раньше. И вы ничему не научились, вы снова... тысячи жизней вы гнались за влас­тью, деньгами, и вы снова делаете то же самое. Кажется, опыт всех жизней исчез, и вы снова начинаете с азов!
Если это будет подтверждено научно, вам будет очень трудно повторять те же глупые игры. Вы играли достаточ-но — пришло время измениться, пришло время вырасти в сознании; пришло время выйти из этого порочного круга — из одной жизни в другую, снова и снова, как в колесе.

Дела
(занятость)
Каждый заинтересован в том, чтобы выйти во внешнее, никто не заинтересован в том, чтобы войти во внутреннее, потому что, как только вы начинаете думать о том, чтобы войти внутрь, вы вспоминаете о многих вещах, которые скрываются там. Вы подавили их, больше никто, и поэто­му вы прекрасно знаете, что там есть гнев, ненависть, секс, жадность, зависть... Тысячи вещей пузырятся и кипят там, и в любое мгновение они могут взорваться. Лучше идти во­вне, лучше не идти внутрь. Лучше убежать куда-нибудь, и вы испробовали много способов бегства.
Люди хотят оставаться занятыми. Если им нечего де­лать, они найдут какое-нибудь занятие, не одно так другое. Они могут снова и снова читать одну и ту же газету. Преж­де всего, там написана чушь: зачем же вы читаете ее снова? Делать нечего — а вам хочется что-то делать, потому что, когда вы ничего не делаете, энергия вдруг начинает дви­гаться внутрь. Она может оставаться вовне только тогда, когда ей есть за что зацепиться.
Когда вы сидите одни, вы чувствуете беспокойство. Вам Хочется пойти в клуб, театр, просто пойти и потолкаться на рынке, чтобы занять себя. Хотя бы пройтись, посмотреть на магазины, витрины или поговорить с людьми о каких-ни­будь абсолютных глупостях — и вам нет нужды говорить, и им не хочется слушать, но люди все говорят и говорят, — чтобы как-нибудь, за что-нибудь зацепиться...
Люди заняты без всякого дела. И они могут говорить о том, как им хочется отдохнуть, но никто не хочет отды­хать, потому что, если вы отдыхаете, автоматически на­чинается медитация и вы начинаете падать внутрь. Вы начинаете двигаться к своему внутреннему центру, и вас охватывает страх. Вы пугаетесь. Лучше пойти на рынок, пойти в клуб, стать членом Ротари-клуба, Клуба Львов — вас окружают тысячи глупостей, на которые можно потратить время даром.
Делайте что-нибудь. А если вы ничего не можете най­ти, если стать ротарианцем трудно, или вы недостаточ­но богаты, чтобы пойти в ресторан — вы можете пойти в церковь, вы можете пойти в мечеть, храм. Они, по край­ней мере, бесплатны; там вы можете петь: «Харе Кришна, Харе Рама», — и оставаться занятым. Или можете послу­шать глупого священника, который снова и снова повторя­ет одно и то же. Но вы, по крайней мере, заняты. Оставай­тесь занятым. Продолжайте двигаться наружу и цеплять­ся за что-то внешнее, потому что, если вы не цепляетесь, энергия внезапно начинает двигаться внутрь.

Делание
Прекратите делание! Когда я говорю: прекратите де­лание, это не означает: не делайте ничего. Это второе, что нужно понять: когда я говорю о прекращении делания, не поймите меня неправильно — я не говорю: не делайте ни­чего. «Прекратите делание» просто означает: перестаньте толкать реку, плывите с рекой. Она уже движется к океану. Она приведет вас к вашей судьбе, какой бы она ни была — X, Y, Z — это непредсказуемо. Никто не знает, в каком месте река впадет в океан — где и когда, — и хорошо, что никто не знает. Это хорошо, потому что жизнь остается тайкой, постоянным сюрпризом. Человек удивляется на каждом шагу; великое благоговение окружает его.

Деньги
Я не против денег — я против того, чтобы на них «заци­кливаться». Я не против собственности, я против собствен­ничества. Это два совершенно разных, диаметрально про­тивоположных измерения.
Быть против денег глупо. Деньги — это прекрасное сред­ство, средство обмена. Без денег невозможно существование развитой культуры, цивилизованного общества.
Представьте, что деньги исчезли из этого мира. Тогда вместе с ними исчезнет все, что создает комфорт, удобство. Люди окажутся в глубочайшей бедности. Деньги сделали огромную работу, эту работу нужно оценить.
Поэтому я не против денег, однако я определенно про­тив одержимости деньгами — но люди не понимают раз­ницы. В прошлом человек руководствовался неправиль­ным пониманием.
Откажитесь от одержимости деньгами. Отказываться от денег не нужно. Деньги необходимо создавать, необходимо создавать благосостояние. Без благосостояния исчезнет вся наука, вся технология, все великие достижения человека. Человек не сможет попасть на Луну, не сможет летать. Без денег жизнь станет немой, точно так же, как без языка все искусство, вся литература, вся поэзия и музыка стали бы немы. Точно так же, как язык помогает вам обмениваться мыслями, общаться, деньги помогают вам обмениваться ве­щами. Это одна из форм общения.
Но люди, зацикленные на деньгах, впиваются в деньги, они разрушают все их назначение.

Депрессия
Когда вы в депрессии, ждите момента, когда депрессия пройдет. Ничто не длится вечно; депрессия уйдет. И когда она покидает вас, ждите — будьте осознанны и бдитель­ны, — потому что за депрессией, за ночью, будет рассвет и взойдет солнце. Если вы сможете быть бдительны в этот момент, вы обрадуетесь тому, что были в депрессии. Вы бу­дете благодарны за эту депрессию, потому что только из-за нее возможно это счастье.
Но что мы делаем? Начинаем бесконечную регрессию. Мы впадаем в депрессию! Из-за депрессии мы впадаем в депрес­сию: создаем вторичную депрессию. Если вы в депрессии — все в порядке! — ничего страшного. Это прекрасно, потому что благодаря ей вы научитесь и повзрослеете. Но вам плохо: «Почему у меня депрессия? Это неправильно». И вы начина­ете бороться с депрессией. Первая депрессия — это ничего, но вторичная депрессия уже не настоящая. И эта ненастоя­щая депрессия будет затемнять ваш ум. Вы пропустите мо­мент, который должен следовать за настоящей депрессией.
Когда вы в депрессии, будьте в депрессии. Просто будь­те в депрессии. Не впадайте в депрессию по поводу своей депрессии. Когда вы в депрессии, просто будьте в ней. Не боритесь с ней, не пытайтесь как-то отвлечься от нее, не прогоняйте ее. Просто позвольте ей случиться; она уйдет сама. Жизнь — это поток; ничто не остается прежним. Вы не нужны; река движется сама, вам не нужно ее толкать. Если вы пытаетесь толкать реку, вы просто дурак. Река те­чет сама по себе. Дайте ей течь.

Деревья
Однажды у меня в гостях был один ученый. Я люблю, чтобы мой сад был как джунгли, поэтому у самого моего дома были прекрасные джунгли. Ученый сказал мне: «Вы понимаете, что вы делаете? Если вы позволите этим дере­вьям расти так близко к дому, они захватят дом. Это опас­но. Между человеком и деревьями — постоянная борьба. Если не сдерживать их натиск, через несколько лет их корни проникнут в стены, и они разрушат дом». Он сказал: «Я ненавижу деревья».
Такова позиция человека: разрушение. Если вы стано­витесь на такую позицию, тогда все становится враждеб­ным — даже бедные деревья, ни в чем не неповинные де­ревья. И в пользу этого найдутся кое-какие факты, так что вы сможете опираться на факты. Да, это правда, если де­ревьям предоставить расти в полной свободе, они займут ваши города и ваши дома. Да, это правда, это факт. Но не­правильно основывать всю жизнь на этом маленьком фак­те и делать из этого целую философию.
Есть и другой факт, такой же полновесный факт, — мы существуем вместе с деревьями. Разрушьте все деревья, и вы умрете. Вы вдыхаете кислород, деревья выдыхают кис­лород. Вы выдыхаете углекислый газ, деревья вдыхают углекислый газ. Так что, когда вы окружены деревьями, вы в большей степени живы. Это не просто поэтическое выра­жение. Когда вы в лесу, все вокруг свежо и зелено, и вдруг в ваше сердце приходит ликование, — как будто внутри вас тоже что-то оживает и расцветает. И это не просто поэзия, это чистая наука. Это потому, что вокруг больше кислорода, вокруг больше пульсирующей жизни, больше силы и свеже­сти. А когда вы вдыхаете кислород, ваша кровь очищается, токсины выходят из организма; вы живете по максимуму.
Вы с деревьями состоите в партнерстве: они принимают в себя ваш яд и очищают его и создают для вас кислород, вы вдыхаете кислород и выбрасываете наружу углекислый газ. Деревья используют углекислый газ для питания. Так что существует равноправное партнерство. Человек не может жить без деревьев, а деревья не могут жить без человека. Животные нужны деревьям, а деревья нужны живот­ным. Они не живут порознь, они участвуют в одном рит­ме. Это также факт. И жизнь не может его отрицать. Надо понимать жизнь целиком и жить таким образом, чтобы ни­какой факт не становился — или не притворялся — всем целым. Незачем разрушать. Незачем бороться. Таков под- | ход дао, подход суфизма, дзен.
Есть знаменитая дзенская история.
Король вызвал своего старого плотника и велел сделать определенный стол. Старик ответил:
—    Я уже очень стар, а мой сын еще не готов. Он учится.
Но я попытаюсь. Я сделаю, что смогу. Дай мне время.
На три дня старик исчез в лесу. Через три дня он вернулся.
Король спросил:
Неужели нужно три дня, чтобы найти дерево для из­
готовления стола?
Иногда нужно три дня, а иногда три месяца. А иногда
не хватит и трех лет. Это трудное искусство.
Король не мог понять.
Объясни, — сказал он. — Что ты имеешь в виду? Объ­ясни подробно.
- Сначала я должен поститься — потому что только в посте мой ум постепенно замедляется. Когда мой ум замед­ляется, все мысли исчезают, вся агрессия исчезает. Тогда
я больше не жесток, тогда во мне только сострадание и лю­бовь — совершенно другие вибрации. Когда я чувствую ви­брации не-ума, я иду в лес, потому что только в этих вибрациях я могу найти нужное дерево. Как найти нужное дерево, оставаясь агрессивным? И я должен спрашивать сами де­ревья, кто из них согласен стать столом. Я хожу, я смотрю,
и когда чувствую, что дерево согласно... это согласие можно почувствовать только вне ума. Поэтому необходим пост, ме­дитация, и когда я становлюсь абсолютно пустым, я просто
брожу среди деревьев, чтобы уловить чувство. Когда я чув­ствую, что дерево подходит, я сажусь рядом с ним и спра­шиваю его позволения: «Я хочу отрубить твою ветку. Мож­но?» Если дерево от всего сердца говорит «да», только тогда я рублю ветку. В противном случае — какое я имею право?
Подход совершенно другой. Между человеком и деревом нет борьбы, есть дружба. Человек пытается найти контакт с деревьями, он спрашивает их позволения. Для западного ума это полный абсурд. Западный ум скажет: «Что за чепу­ха? Спрашивать дерево? Вы что, с ума сошли? Как дерево может сказать „да" или „нет"?» Но сейчас даже западная наука постепенно понимает, что дерево может сказать «да» или «нет». Сейчас существуют чувствительные инструмен­ты, которые могут определять настроение дерева — соглас­но дерево или не согласно, счастливо дерево или не счаст­ливо. Сейчас разработаны инструменты тончайшей чув­ствительности — как кардиограмма... Вы можете сделать дереву кардиограмму. Электронные инструменты могут уловить настроение дерева.
Когда к дереву подходит дровосек, дерево дрожит от страха, оно плачет, оно боится, оно хочет жить. Нет, человек дао не срубит дерево в таком состоянии. Ни­когда. Если дерево не согласно, какое мы имеем право? Когда дерево само хочет поделиться — только тогда его можно срубить.
В таком столе будет совершенно иное качество. Это по­дарок дерева, не военный трофей. Дерево не грабили, не насиловали. Очевидно, что у этого стола будут другие ви­брации. В нем будет нечто священное. Если вы поставите этот стол в своем доме, вокруг него создастся определен­ное пространство, которое невозможно с другими столами. Стол будет относиться к вам дружески, потому что вы от­неслись дружески к нему. Он будет для вас частью семьи, а не отрубленной конечностью врага.
Западный ум слишком агрессивен с самим собой и с при­родой. Он создал шизофрению в людях; он создал полити­ку, войну; он создал экологический кризис.
Но теперь положение дошло до крайности. Человек должен или остановиться и отбросить западное агрессив­ное отношение, или же приготовиться попрощаться с этой планетой. Эта планета больше не может терпеть человека, она достаточно его терпела.
 
Дети
Вы принадлежите прошлому, ваши дни сочтены. Роди­тели не верят в будущее, а дети не собираются жить в про­шлом; поэтому не сваливайте на них груз своих мертвых пи­саний. У них будут свои писания, у них будут свои святые. У них будут свои Будды, свои Христы. Почему они должны нести груз прошлого? Для них открыто будущее.
И если вы любите своих детей, не вмешивайтесь в их жизнь. Помогите им стать сильными, помогите им на­учиться искать неведомое, но не передавайте им своих идей; ваши идеи для них абсолютно бесполезны. Из-за них они упустят свое предназначение. Вы собьете их с правильного пути.

Дети (новорождённые)
Каждый ребенок рождается в гармонии. Вот почему дети так красивы. Вы когда-нибудь видели уродливого младенца? Такого не бывает. Все младенцы красивы, но все взрослые некрасивы. Видимо, где-то что-то происхо­дит неправильно — потому что все дети красивы. Всем им свойственно изящество, удивительная изысканность, ко­торая не связана ни с какой практикой, потому что у них нет времени что-то практиковать. Они приходят в мир без всяких репетиций. Они просто есть — такие счастливые, такие безмолвные, такие гармоничные. Их окружает та­кое изящество — как будто все существование защищает их. Потом, постепенно, они учатся человеческим обыча­ям и сбиваются с пути. Тогда появляется уродство. Тогда прекрасные глаза могут стать ужасными; тогда красивое лицо может стать преступным; тогда прекрасное тело мо­жет потерять все свое изящество. Тогда прекрасный ра­зум... Каждый ребенок рождается разумным; таков порядок вещей. Разумный ребенок может стать глупым, по­средственным. Таковы человеческие достижения.
Плохое — достижение человека; хорошее — божественно.

Деятельность
Помните два слова: «действие» и «деятельность». Дей­ствие — не деятельность; деятельность — не действие. Они по своей природе диаметрально противоположны. Когда вы отвечаете на требования определенной ситуации, это дей­ствие. Если ситуация не причем, если вы не отвечаете на си­туацию... вы просто испытываете внутреннее беспокойство; ситуация становится только предлогом, чтобы чем-то себя занять, и вы что-то делаете — тогда это деятельность.
Действие происходит из безмолвного ума, и нет на свете ничего более красивого. Деятельность происходит из беспо­койного ума, и нет ничего более безобразного. Действие акту­ально, уместно; деятельность неуместна. Действие происходит от мгновения к мгновению, спонтанно; деятельность отяго­щена прошлым. Это не отклик на настоящее мгновение, ско­рее, это способ излить беспокойство, которое из прошлого вы принесли в настоящее. Действие созидательно. Деятельность очень и очень разрушительна; она разрушает и вас, и других.
Постарайтесь понять это тонкое различие. Например, вы голодны и едите — это действие. Но если вы не голодны и все же продолжаете есть — не чувствуя голода, — это де­ятельность. Вы уничтожаете пищу; разжевывая ее зубами и проглатывая, вы в какой-то мере освобождаетесь от вну­треннего беспокойства.

Диета
Если вы едите осознанно, вы не сможете съесть боль­ше, чем нужно вашему телу. Люди все время приходят ко мне и говорят: «Назначь нам диету. Мой вес постоянно растет, тело становится толще, накапливает лишний жир. Дай нам диету».
Я говорю им: «Не думайте о диете, думайте о созна­нии. От диеты ничего не изменится. Вы не сможете ее соб­людать. Вы будете соблюдать ее один день, а на следую­щий день все кончится. Вы не выдержите. Лучше ешьте осознанно».
Качество меняется. Если вы едите осознанно, вы бу­дете дольше жевать. По бессознательной, механической привычке вы просто набиваете желудок. Вы вообще не жуете, вы просто заглатываете пищу. Тогда нет никакого удовольствия, а поскольку никакого удовольствия нет, вам нужно больше пищи, чтобы его получить. Вы не чувству­ете вкуса, поэтому вам нужно больше еды.
Просто будьте бдительны и смотрите, что происходит. Если вы бдительны, вы будете дольше жевать, вы буде­те чувствовать больше вкуса, вы будете чувствовать удо­вольствие от еды, и она будет занимать гораздо больше времени. Если обычно на еду вам требовалось полчаса, то, чтобы съесть такое же количество еды с полной осознан­ностью, вам потребуется полтора часа — втрое больше. За полчаса вы съедите только треть обычного количества и будете чувствовать себя более насыщенными; вы буде­те получать от еды больше удовольствия. А если тело по­лучает удовольствие, оно скажет вам, когда остановиться. Когда тело не чувствует никакого удовольствия, оно ни­когда не говорит, когда остановиться, поэтому вы продол­жаете есть. Тело становится тупым. Вы никогда не слуша­ете, что говорит тело.
Когда вы едите, вы не присутствуете в процессе еды; это создает проблему. Присутствуйте, и любой процесс будет замедляться. Тело само скажет: «Больше не надо!» А если говорит тело, пора остановиться. Если вы сознательны, вы не можете ослушаться приказа тела. Вы остановитесь. Так что позвольте своему телу высказаться. Тело говорит каж­дый миг, но вас нет, чтобы это услышать. Будьте бдитель­ны, и вы услышите.

Дикое
В лучшем мире, где будет больше понимания человече­ской природы, мы будем поддерживать равновесие между цивилизованным и диким.
Мы стали очень однобокими: мы стали только цивили­зованными. Когда вы становитесь слишком цивилизован­ными, вы становитесь пластмассовыми. У дикой розы есть своя красота — возможно, она не так постоянна, как пласт­массовый цветок, к вечеру она может исчезнуть, уйти на­всегда, она пришла лишь на мгновение, но все же она живая. Посмотрите на диких животных — в них что-то есть; разве вы не чувствуете к ним зависти? Разве вы не чувствуете в них сияния, силы, более ощутимого присутствия?
Так что, во-первых, я не вижу ничего плохого в том, что­бы быть диким. Если ваша дикость не разрушительна в от­ношении других, она в полной мере религиозна. Если ваша дикость — только выражение вашей свободы, и она не яв­ляется вмешательством в свободу кого бы то ни было дру­гого, если она не вторгается в чью-то жизнь, не ущемляет чью-то свободу, она просто прекрасна.
В правильном мире людям необходимо позволить всевоз­можные проявления дикости, с одним только условием: что­бы их дикость не была насильственна в отношении других. Им необходимо дать полную свободу. Цивилизация должна быть только негативной, не позитивной. Функция полиции и государства должна быть негативной, она не должна быть позитивной. Она не должна вам говорить, что вы должны делать, она должна вам только говорить, что вы не должны делать, вот и все. Поскольку мы живем в обществе, вы не мо­жете быть абсолютно дикими, есть другие люди. Вы должны подумать и о них. Они заботятся о вас, они идут на компро­мисс ради вашего счастья, и вам тоже необходимо пойти на какие-то компромиссы ради их счастья. Но не более.
Общество, государство, закон должны присутствовать негативно. Они должны заострять внимание только на некоторых вещах: запрещать то, что мешает жизни ц' счастью других людей. А все остальное должно оставаться открытым.

Дипломатия
Папа, что такое дипломатия? — спросил маленький Билли.
Как бы тебе объяснить, сынок, — отвечает папа. — Если бы я сказал твоей маме: «От твоего лица даже часы встанут», — это была бы глупость. Но если я говорю: «Когда я смотрю на тебя, время останавливается», — это дипломатия.
 
Добро
Будьте безмолвны, и добро придет само. Добро следует за безмолвием, как за вами следует ваша тень. И нет способа творить добро, пока вы не безмолвны. Вы можете творить до­бро, но, если вы не безмолвны, оно не принесет ничего кроме зла. Вот почему так называемые благодетели все время тво­рят в мире тысячи бед. Ваши так называемые благодетели причиняют больше всех вреда, но они творят добро ради вас, ради вашего блага, — так что от них нельзя даже убежать!
 
Дни рождения
Человек не рождается и не умирает; и то и другое ил-люзии. Конечно, так кажется; но это такая же видимость, как змея, которая кажется веревкой, когда вы не можете | видеть ясно. Может быть, спускается ночь, солнце село, вы на темной дороге, и внезапно вы пугаетесь змеи. Но на до­роге лежит простая веревка. Немного света — достаточно одной свечки, — и змеи больше нет. Ее никогда и не было.
Рождение так же иллюзорно, как змея, видимая в ве­ревке; и если рождение иллюзорно, то и смерть, конечно, иллюзорна. Вы не рождаетесь и не умираете. Несомненно, вы входите в тело — это рождение; и однажды вы покидаете тело — то, что вы называете смертью; но, что касается вас, вы были до своего рождения и будете после своей смерти.
Рождение и смерть не ограничивают вашу жизнь; было много рождений и много смертей. Рождения и смерти — только лишь краткие эпизоды в вечности вашей жизни, и как только вы осознаете эту вечность — а это другое название настоящего, вневременного, — весь страх, все тревоги поводу смерти немедленно испаряются, как испаряется капля росы на солнце ранним утром.

Добродетель
Истинная добродетель не имеет ничего общего с так назы­ваемой моралью. Есть одно очень глубокое и полное смысла утверждение Сократа. Он говорит: «Знание добродетельно». Под знанием он подразумевает мудрость, познание, потому что весь его акцент был на «Познай себя». Только знание де­лает вас способными познать себя. И с того момента, как вы познали себя, вы не можете причинить вред никому. Это про­сто невозможно. Вы не можете быть разрушительными.
Можно ли себе представить, чтобы человек, у которого есть глаза, пытался пройти через стену? У него есть гла­за, он знает, где дверь, — он выйдет через дверь. Но сле­пой может попытаться. Он будет все ощупывать, он может Даже попытаться пройти через стену или через окно. Он не знает, где дверь. Он будет спрашивать у других, где на­ходится дверь. Но в каждый момент вы оказываетесь в но­вом доме — в жизни, каждый момент дом меняется. Иногда дверь справа, иногда слева, иногда она сзади, иногда впе­реди — чужие инструкции будут бесполезны, потому что в жизни «дверь» все время перемещается.
Нужно иметь собственные глаза. Тогда не нужно спра­шивать, тогда не нужно думать о двери. Когда вам захочет­ся выйти, вы просто смотрите — и видите, где дверь. Вот что дает вам сознание: понимание, новое видение, способ видеть, новый глаз — на Востоке мы называем его третьим глазом. Это только метафора; хотя есть некоторые дураки, которые пытаются расчленить мертвое тело, чтобы выяснить, где на­ходится третий глаз. Эти дураки могут быть великими экс­пертами, учеными, но это ничего не меняет. Они не поняли метафоры, они не поняли поэзии этого слова. Это только оборот речи. Третий глаз не существует в физическом теле; это только способ сказать, что вы научились смотреть непо­средственно в реальность, что вы стали сознательным. И из этой сознательности возникает добродетель.
И помните, если добродетель навязывается извне, это только дисциплинарная мера. Когда она происходит изнутри, в ней есть индивидуальность. Это не готовое платье, это одеж­да, сшитая на заказ, — созданная специально для вас вашим сознанием. Она полностью гармонирует с вашим существом.
Три тысячи лет назад Моисей написал десять запове­дей, и есть дураки, которые до сих пор им следуют. Они пре­красно подходили Моисею, но они не подойдут никому дру­гому. Они пришли из его сознания. В притче говорится, что они родились в результате встречи с богом, — это древний способ сказать, что человек стал настолько сознательным, что он знает, что такое истина, что такое бог. Его опыт пре­дельной истины дал рождение этим десяти заповедям, они применимы только к нему — и ни к кому больше.
В Индии, в индуизме следуют правилам и дисциплине Ману, который был еще до Моисея — пять тысяч лет назад. Возможно, они прекрасно подходили Ману, но они сверше­но не подходят кому-либо другому. И я настаиваю, что каж­дый человек должен найти свою собственную религию, свою собственную мораль, свою собственную добродетель. Тогда у вашей добродетели ваш собственный почерк. Тогда она красивая, дышащая, и вы следуете ей исключительно потому, что это для вас правильно. Ее приемлет само ваше сердце. Тогда вы не просите никаких вознаграждений в раю, и вами не движет жадность или страх — перед адом, перед каким-либо наказанием. Вы делаете только то, что велит вам ваше внутреннее видение — каким бы ни был результат, какими бы ни были последствия в итоге. Глубоко сознательного че­ловека никогда не волнуют последствия. Он действует не­медленно, отвечает реальности напрямую; вот и все. И он наслаждается моментом, когда он взаимодействует с ре­альностью, —всем своим существом. Он наслаждается этой гармонией, этой встречей, этим слиянием, этим союзом.

Дождь
Вы идете по улице, и внезапно начинается дождь. Вы можете либо сделать из этого проблему, либо наслаждать­ся. Все зависит от вашего отношения.
Вы можете подумать: «Одежда промокнет. Я как раз на­дел новые ботинки, и теперь они расклеятся». Или: «Как я приду на эту встречу в таком неприглядном виде?» Вы нач­нете беспокоиться — и упустите нечто очень красивое. Или же вы можете просто расслабиться и позволить дождю идти. Вы можете начать наслаждаться музыкой падающих на вас капель... их освежающим прикосновением к вашей коже и ощущением свободы — и вы окажетесь в совершенно дру­гой обстановке. Вы расслабитесь и начнете наслаждаться, дорожить этим ощущением. Что-то начнет раскрываться в вашем сердце, и вы перестанете тревожиться о таких глу­постях, как промокшие ноги или перспектива простудить­ся, или еще о чем-нибудь... о всяких глупостях.
На вас изливается такая красота. Многое может открыть­ся, если вы расслабляетесь и просто наблюдаете, что про­исходит, вкушаете радость происходящего. Внезапно все ваше видение меняется. Возможно, вы даже почувствуете удовольствие, которое было вам до сих пор незнакомо. За­тем вы, быть может, даже начнете его искать, ждать, когда снова пойдет дождь, чтобы выйти и прогуляться под дождем. Может случиться, что вы все-таки простудитесь, — какая ерунда! Одно стоит другого. И если вы не думаете о том, что простудитесь, вы, скорее всего, не простудитесь. Просто нач­ните смотреть на вещи очень-очень счастливыми глазами.  .( Что бы ни происходило, попробуйте найти в этом что-то | прекрасное. Оно наверняка есть. Откройте это, обнаружь-! те это. Человек, который никогда ничего не просит, всегда 1 получает от Бога множество даров.

Долг
Когда встает вопрос, что делать, вот каким должен быть критерий: делайте то, что приносит радость. То, что при­носит радость вам, принесет радость и другим. Иногда это
может быть не вполне очевидно, но это фундаментальный закон: то, что приносит радость вам, обязательно принесет радость всем, а то, что приносит вам страдание, обязательно вызовет страдание других, рано или поздно. Осуществи­те себя полностью и помните, что, когда вы осуществлены, вы служите человечеству. Другого служения не бывает.
Все, что делается во имя долга, уродливо. Долг — грязное слово; избегайте его! Действуйте из радости, но никогдане из чувства долга.    :

Дом
У каждого человека есть глубокая тоска по дому, но она не имеет никакого отношения к физическому дому. Физи­ческий дом стал просто внешним объектом, поводом для глубокой тоски по дому. Поскольку мы не знаем, что такое настоящий дом, мы создаем небольшой домик и цепляемся за него. Это дает нам некоторое утешение, это создает ощу­щение, как будто у нас есть дом. На самом деле на этой Зем­ле у нас нет дома. Дом существует не на Земле — дом суще­ствует где-то внутри, глубоко-глубоко, в самой сокровенной сердцевине вашего существа, однако, чтобы попасть туда, потребуется очень долгое, трудное и опасное путешествие.
Создать внешний дом и чувствовать себя как дома очень просто. Но в этом мире вы никогда не можете быть как дома! Превратить постройку в чувство дома — это психологиче­ская уловка. Она помогает, она действует, как транквили­затор, она похожа на соску для младенца: она создает ощу­щение безопасности, ощущение укорененности, ощущение принадлежности к чему-то, ощущение, что вам есть куда идти. По той же причине мы создаем государства, нации, родины, отечества, церкви, храмы, тысячу и одну вещь... мы ищем дом... но его невозможно найти нигде вовне.

Доминирование
Если вас интересует господство — а кого оно не интере­сует? — то начните интересоваться господством над собой. Не тратьте время на попытки доминировать над другими. Стремление доминировать над другими создает политиче­ский конфликт; весь мир заполнен им. Политика входит даже в человеческие отношения и разрушает их. Даже когда вы любите женщину или мужчину, ум начинает хитрить и стре­мится доминировать, обладать, уничтожить свободу дру­гого... потому что вы боитесь. Вы боитесь: если вы не будете доминировать над другим, он будет доминировать над вами.

Другие
Человек, который постоянно растрачивает, рассеивает свою энергию на других людей, никогда не смотрит на само­го себя. Это уловка ума, которая позволяет избегать себя —
вы непрерывно думаете о других людях и чувствуете себя очень хорошим, потому что беспокоитесь о них. Вы великий социальный реформатор, революционер, утопист, великий благодетель человечества — но чем вы на самом деле зани­маетесь? Вы просто избегаете самого главного понимания - если и должно что-то измениться, так это вы сами.
 
Дружественность
Дружественность — это качество, а не отношения. Оно никак не связано с кем-то другим, в основе своей это ваше внутреннее качество. Вы можете быть дружественны, даже когда вы одни. Вы не можете дружить в одиночестве — ну­жен другой; но дружественность — это как аромат. Цве­ток распускается в джунглях; никто не проходит мимо, и все же он благоухает. Неважно, узнает кто-нибудь об этом или нет; это его качество. Об этом может не узнать никто, но ему все равно; он радуется.
Дружба может существовать только между одним че­ловеком и другим или, самое большее, между человеком и животным—лошадью, собакой. Но дружественность может существовать даже с камнем, рекой, горой, облаком, дале­кой звездой. Дружественность не имеет ограничений, пото­му что не зависит от другого; цветение абсолютно ваше.

Думание
Пусть у вас будет меньше думанья и больше опыта. Вот мое основное послание: будьте экзистенциальны. Интеллект может ходить и ходить по кругу, но никогда не достигает цели. Это невозможно, для него это невозможно. Истину на­ходят в состоянии не-ума, так что вся работа здесь состоит в том, чтобы отложить ум в сторону, жить за пределами ума, просто жить и радоваться, не думая о жизни и радости... Истина у вас внутри. Просто будьте в молчании и знай-. Вопрос в том, чтобы быть в молчании и знать. Мышление     удерживает вас занятыми, настолько занятыми, то вы не можете знать, что истина уже внутри вас, уже случилась с вами.

Возможно, вы не обращали на это внимания: что проис­ходит, когда вы думаете? Когда вы думаете, вы закрыты. Все, что есть в настоящем, отпадает. Вы идете по пути снов и мечтаний вашего ума. Одно слово порождает другое, одна мысль порождает другую, и вы так и продолжаете двигать­ся. Чем больше вы двигаетесь в думанье, в мышление, тем дальше вы от существования. Думанье — это способ стать дальше. Это путь сновидений; вам снятся сны в форме кон­цепций. Вернитесь на землю. Религия в этом смысле очень приземленная; не мирская, а очень приземленная, веще­ственная. Вернитесь к существованию.
Жизненные проблемы могут быть решены только тогда, когда вы становитесь глубоко укорененными в существо­вании. Витая в мыслях, вы отдаляетесь от корней, и чем вы дальше, тем меньше возможность что-либо разрешить. На­против, вы все смешаете, и все станет еще более запутан­ным. А чем более это затруднено, тем больше вы будете ду­мать и тем дальше вы будете уходить. Опасайтесь думанья!
Духовность
Религиозность означает периферию, а духовность озна­чает центр. В религиозности есть нечто от духовности, но лишь нечто — рассеянные отблески, вроде отражения в озере звездного неба или полной луны. Духовность — это настоящее, религиозность — только побочное следствие.
И одно из величайших несчастий, постигших челове­чество, заключается в том, что людей учат религиозности, а не духовности. Так что они начинают украшать свою -риферию, вырабатывать характер. Характер — это ваща периферия. Если вы украсите окружность, периферию центр не изменится. Но если вы измените центр, перифе­рия автоматически проходит трансформацию.
Измените центр — то есть духовность. Духовность — это внутренняя революция. Она, безусловно, влияет на ваше пове­дение, но лишь вторично, второстепенно. Поскольку вы более пробуждены и чутки, более осознанны, ваши действия есте­ственным образом изменяются, ваше поведение обретает иное качество, иной аромат, иную красоту, — но не наоборот...
Духовность неотъемлемо свойственна вашему суще­ству, религиозность касается лишь самого поверхностного в вас: поступков, поведения, морали. Религиозность фор­мальна; посещение церкви по воскресеньям — просто вы­ход в свет. Церковь — это своего рода клуб, такой как Рота-ри-клуб или Клуб Львов — существует множество клубов. Церковь также клуб, но с религиозными претензиями.
Духовный человек не исповедует никаких кредо, ника­ких догм. Он не может принадлежать ни к какой церкви, —* индуистской, христианской, мусульманской... невозможно, чтобы он вообще принадлежал к церкви.
Духовность одна; религий много. Здесь я настаиваю на внутренней трансформации. Я не учу вас религии, я учу вас духовности...
Духовность мятежна; религиозность ортодоксальна. В духовности вы индивидуальность; в религиозности вы разделяете психологию толпы. Религиозность — это бле­яние овец, духовность — львиный рык.

Дыхание
Дыхание относится к разряду вещей, которые требуют внимания, — потому что это одно из самых важных явлений. Если вы не дышите полно, вы не можете жить полной жизнью...
 Тогда почти во всем вы будете что-то сдерживать; даже любви... Даже разговаривая, вы будете что-то сдерживать. ВЫ не будете общаться полно; что-то всегда будет оставать­ся незавершенным.
Как только дыхание становится совершенным, все остальное становится на свои места. Дыхание — это жизнь. До люди пренебрегают им, они о нем совсем не заботятся, не обращают на него никакого внимания. А любая переме­на, которая должна произойти, произойдет только через изменение в вашем дыхании.
Если вы много лет дышали неправильно, поверхност­но, ваша мускулатура становится фиксированной — тогда дыхание перестает зависеть от вашей воли. Так же, если кто-то много лет не двигается: ноги умерли, мышцы усох­ли, кровь больше не течет. И вдруг этот человек однажды решает пойти на далекую прогулку — такой красивый за­кат. Но он не может двигаться; этого не происходит от одно­го мышления. Теперь понадобятся большие усилия, чтобы вернуть этим мертвым ногам жизнь.
Дыхательные пути окружены определенными мыш­цами, и если вы дышали неправильно — как дышат почти все, — то эти мышцы приобрели фиксированное положение. Теперь понадобится много лет, чтобы изменить его своими силами, и это будет бесполезная трата времени. Благода­ря глубокому массажу, особенно рольфингу, эти мышцы расслабляются, и тогда вы можете начать заново. Но после рольфинга, когда вы начинаете дышать правильно, не воз­вращайтесь снова к старой привычке.
Все дышат неправильно, потому что общество основано на совершенно неправильных условностях, мнениях, подхо­дах. Например, маленький ребенок плачет, а мать говорит, чтобы он не плакал. Что делать этому ребенку? Ведь плач вы­ходит наружу, а мать говорит, чтобы он не плакал. Он начнет задерживать дыхание, потому что это единственный способ остановить плач. Если вы задерживаете дыхание, все оста­навливается — плач, слезы, все. Затем мало-помалу это за­крепляется: не злись, не плачь, не делай то, не делай это.
Ребенок учится: если он дышит поверхностно, он оста­ется под контролем. Если он дышит совершенно и тотально, как дышит любой новорожденный ребенок, он становится диким. И он калечит себя.

Дьявол
Иисус был первым человеком на Западе, который ска­зал: «Царство Божие внутри вас». В Ветхом Завете этого нет. Никто никогда не слышал, что царство Божие внутри вас. Это просто был очень искусный перевод, способ ска­зать, что вы бог. «Царство Божие внутри вас» — это спо­соб сказать, что смотреть вовне не помогает в поисках; вы должны идти внутрь.
Из-за этого и начались все беды. Иудеи понимали, что он пользуется словами из их традиции, но вкладывает в них какой-то странный смысл. Это было абсолютно ясно; иу­дейский Бог говорит: «Я бог ревнивый, бог очень злой, я не прощу вас, если вы согрешите». И доказательство тому — изгнание Евы и Адама за то, что они совершили грех, съев плод с древа мудрости.
Они не успели съесть плод со второго дерева. Их пой­мали с поличным на первом. Это единственное, о чем стоит пожалеть.
Иногда, если у вас нет предубеждений, вы можете видеть вещи, которые совершенно недоступны для предубежден­ного ума. Дьявол искушал Еву вкусить от древа мудрости. Ева, естественно, боялась — Бог запретил это; но доводы, убедившие Еву, очень многозначительны. Дьявол сказал: «Ты не понимаешь причины. Он запретил вам два самых важных опыта. Он запретил вам мудрость и бессмертие, потому что он очень ревнив. Если и вы будете просветлен­ными, если и вы будете бессмертными, вы сами станете бо­гами. А он ревнив. Он хочет оставаться единственным бо­гом и не хочет, чтобы кто-нибудь еще достиг этого статуса».
Меня удивляет, что никто не оценил Дьявола по досто­инству, поскольку в том, что он говорит, больше смысла — никакого сравнения с фашистскими приказами Бога. Бог похож на Адольфа Гитлера.
Должен напомнить вам, что слово «дьявол», с^еVг^, и сло-Бо «божественный», дмппе, произошли от одного и того же санскритского корня. Они означают одно и то же. Наверное, Дьявол был первым великим революционером. Его пре­ступление состояло в том, что он восстал против Бога; во­обще-то он сам был ангелом, но за революционную любовь к свободе Бог прогнал его из своей компании и осудил как воплощение зла. Однако то, как он убедил Еву, внушает мне к этому человеку глубокое уважение. Он учит в точности тому же, чему учили все просветленные в мире: вы може­те стать богом. По своему существу вы — боги, вы просто забыли это. Может быть, вы спите и не знаете, кто вы; вам нужно только одно: проснуться.