Словарь Просветления ОШО

А | БВГДЕЖ | ЗИКЛМНО | П | PСТУФХЦЧШ | Э | Ю | Я 

 

Забота
Любовь — это забота. Многое утрачено, в особенности на Западе, из-за того, что любовь почти полностью преврати­лась в страсть, возбуждение, удовольствие. Это тоже часть любви, но не ее сердце. Очень поверхностная часть: хоро­шо, иногда возбуждение тоже нужно, но это только соль в пище, а не сама пища. Забота — настоящий ингредиент… истинный элемент любви.

Завоевание
Как вы можете завоевать существование? Оно было еще до того, как вы появились, и оно будет после того, как вы уйдете. Как вы можете победить его? Вы — такая крошеч­ная его часть. Сама идея абсурдна. Волна, которая пытает­ся победить океан, ваша рука, пытающаяся победить все тело, — сама эта идея абсурдна.
Расслабьтесь, сдайтесь. Живите с природой, как ее часть. Содействуйте, вместо того чтобы бороться.
Сама идея выживания сильнейшего совершенно непра­вильна. К тому же, само по себе выживание не является ценностью. Вопрос не в том, как выжить как можно дольше; вопрос в том, как жить тотально, глубоко, интенсивно, страстно. Тогда единственный миг тотальной жизни более ценен, чем длинная, столетняя жизнь.

Завтра
Времени мало; у вас мало времени. Не откладывайте: это тот самый момент. Не говорите: «Завтра». Завтра — ми­раж. Будьте бдительны сейчас, будьте пробуждены сей­час, в этот момент — и вот безмятежность и спокойствие. И вдруг — человек расслабляется и касается источника. Он пришел домой.

Законы
Законов становится все больше и больше. Появляются новые законы, новые судебные палаты, появляется все боль­ше судей, все больше полицейских, все больше солдат — од­нако до сих пор не удалось снизить уровень преступности. Он увеличивается в той же пропорции; должно быть, эти два явления глубоко взаимосвязаны. Рост правоохранитель­ной системы пропорционален росту уровня преступности. Странное совпадение.
Если бы это было оправданно, то тогда столько полицей­ских, столько военных, столько судей, столько юристов, столь­ко парламентов... Но им ничего не удается предотвратить. Это заслуживает осуждения, это ставит под сомнение ра­зумность человека. Что-то глубоко неверно в самой системе.

Звук
Мистики обнаружили—и это одно из древнейших откры­тий, которому не менее десяти тысяч лет,—что жизнь, что все существование, состоит из звука, из тонких вибраций звука.
Современная физика также обнаружила это, но со­вершенно другим путем; из-за их различных путей их определения немного отличаются. Но любой, кто облада­ет некоторой проницательностью, кто способен думать и научно, и мистически, увидит общность, увидит, что они говорят об одном и том же на разных языках, в разных выражениях.
Современная физика говорит, что мир, существование, состоит из электричества. Все существование есть не что иное, как электрическая вибрация. И если вы спросите физиков, что такое звук, они скажут, что это не что иное, как определенный вид вибрации в электрической энер­гии. Если вы спросите мистиков, что такое электричество, они скажут, что это определенная форма звуковых вибра­ций — и тогда все становится на свои места.
Мистики открыли звук первым, поэтому они опреде­ляют электричество посредством звука. На Востоке была определенная мелодия, называемая дипак-рага — мелодия возжигания. Говорят, что были певцы... И похоже, это поч­ти исторический факт, не просто легенда, потому что су­ществует множество записей, и совсем свежих записей — пятисотлетней давности.
Во дворе великого императора Акбара был музы­кант, Тансен, который был мастером этой мелодии. Под эту определенную музыку мог загореться незажженный светильник. Музыкант просто играет на ситаре среди не­зажженных светильников, и вдруг, с течением музыки, один за другим, они начинают вспыхивать. Это возмож­но, потому что звук может ударять воздух определенным образом, так чтобы возникало тепло — это известное яв­ление. Звук может создать тепло. Если он может создать тепло, то он может разжигать огонь, а если он может раз­жигать огонь, он может превращаться в электрическую энергию — и наоборот.
Мистики и физики пришли к одной цели, но с разных сторон.

Здоровье
Мое определение здоровья таково: если вы не чувству­ете свое тело, вы здоровы; если вы ощущаете свое тело, вы не здоровы, — потому что ощущается только боль. Всегда, когда есть боль, вы ее чувствуете. Боль необходима для того, чтобы чувствовать тело и чувствовать самого себя. Эта боль порождает «я» и его страдания, терзания, тревогу.
Помните, если вы эгоистичны, это говорит о том, что вы утратили внутреннюю гармонию. С эго ничего нельзя сделать напрямую—можно только восстановить внутреннюю гармо­нию. Если вы попытаетесь сделать непосредственно с эго что-то, ничего не получится. Наоборот, у вас появится еще больше беспокойства. Все религии говорят: «Не будьте эгоистичны­ми». Они имеют в виду: «Будьте в гармонии». Они так наста­ивают на растворении эго, потому что это означает устране­ние препятствий. Найдите определенный ритм, найдите вну­треннюю тишину. Говоря это, они делают акцент на здоровье.
В санскрите есть очень красивое слово, которое обозна­чает «здоровье». Это слово свастха. Оно означает «быть в самом себе». Когда вы «в себе», эго нет. Английское слово health, «здоровье», красиво, но по-другому. Оно происходит от того же корня, что и слово whole, «целостный» — wholeness, «целостность». Если вы целостны, вы здоровы; если вы разделены, расщеплены, раздробленны, вы не здоровы. Если у вас есть ощущение целостности, когда нет никаких разделений, когда вы едины, значит, вы здоровы. Слово holly, святой, также происходит от «целого». Когда вы по-настоящему целостны, вы святы: чисты, невинны.

Зло
В молитве Господней говорится: «Не введи нас во ис­кушение, но избавь нас от зла».
Нет никакого зла, поэтому не нужно никого ни отче­го избавлять. Есть только состояние бессознательности, незнания, неосознанности. Я не стану называть его «злом» —. это ситуация, вызов, приключение; это не зло. Существова­ние — не зло, существование — это возможность для роста. И, конечно, рост возможен, только если вы прошли тысячи искушений, если вас зовут вперед неведомые стремления если в вас возникает непреодолимое желание исследовать... Единственное, что может вам помешать — это бессозна­тельность, неосознанность. Это тоже великий вызов — по­бедить свою бессознательность, свою неосознанность.
Станьте более сознательными, станьте более осознан­ными, станьте более живыми. Позвольте всем своим сокам течь. Не пытайтесь сдерживаться.
Уважайте свою природу, любите себя
и не волнуйтесь о ненужных вещах.
Без всякого страха идите в гущу жизни, исследуйте ее.
Да, вы совершите много ошибок — ну и что?
На ошибках учатся. Да, вы впадете во многие заблуждения — ну и что?
Только впадая в заблуждения,
приходят к нужной двери. Прежде чем постучать в правильную дверь, приходится стучать в тысячи неправильных.
Это часть игры.

Злоба
Насильствен только человек. Возможно, вы не понима­ете других животных... если они убивают больше, чем могут съесть, это только говорит о том, что они не разбираются в арифметике, вот и все. Если они убивают больше, чем могут съесть, это просто значит, что они не умеют рассчитывать на- 1 перед. Но это не спорт. Они не убивают для развлечения — нет.
И муравьи, которые ползают по вашему телу, пока вы медитируете, ползают не по злому умыслу. Они совершенно не в курсе, что вы медитируете; они даже не подозревают о вашем существовании. Может быть, они ползут по делу — муравьи вообще очень деловые; наверное, они ползут по своим делам, а вы просто оказались у них на пути, вот и все. фактически, это вы им мешаете, а не они вам. Вы сидите посреди дороги, как гора, — вы думаете, что вы медитируе­те а на самом деле вы нарушаете весь транспортный поток. Муравьи — великие последователи: если их лидер прошел каким-то путем, тем же путем пойдут и все остальные му­равьи. Они очень дисциплинированные: совсем как в армии. Так что им необходимо через вас переправиться.
А вы думаете, что они вас отвлекают. Вы думаете, что они вам мешают; они думают, что это вы из вредности сели у них на дороге. Нет, у них нет злого умысла. Никто не имеет злого умысла, кроме человека. Никто и не способен иметь злого умысла, потому что для злого умысла нужна способ­ность мыслить. Для злого умысла нужно иметь мысли о бу­дущем, уметь просчитывать будущее. Для злого умысла нужно очень много думать о прошлом — о прошлом опыте, возможном и невозможном — и думать о будущем. Нужно быть коварным, хитрым. Для злого умысла нужно быть по­следователем Макиавелли или Чанкьи.


Макиавелли говорит в своем «Принце», что, прежде чем кто-то напал на вас, вы должны напасть первым, потому что это лучшая защита. Даже если на вас еще не напали, вы долж­ны быть подозрительны и напасть первым, прежде чем напали на вас—потому что это единственная и лучшая защита. Если вы нападаете первым, у вас больше шансов победить; если противник нападает первым, возможность победить меньше. Человек жесток и коварен, потому что только человек может учиться у Макиавелли. Другие животные просты, очень просты, и если вы думаете, что они делают что-то со злым умыслом, вы ошибаетесь. Вы думаете, что комары ме­шают вам медитировать — но они не знают! Они совсем не знают вас, вы для них просто еда. Вот они и добывают себе еду: это так понятно.
Когда вы подходите к дереву — яблоне или любому дру­гому фруктовому дереву, — срываете с ветки плод, разве вы когда-нибудь задумываетесь о своем коварном умысле против дерева? Нет, такая мысль никогда вас не посещает. То же самое делают комары по отношению к вам, и комары беспристрастны — то же самое они сделают даже с Буддой. Комары совершенно беспристрастны. Их не волнует, Будда вы или нет, медитируете ли вы или кого-то убивае­те — они ищут себе еду. Точно так же, когда вы ищете себе еду, вы никогда не чувствуете себя жестокими и коварными; почему же они должны считаться жестокими? Никто не же­сток. Даже микробы, которые могут убить вас, не питают к вам зла — они добывают себе еду. Даже микробы, порожда­ющие рак в вашем теле, — который обрекает вас на смерть, потому что от него нет лекарства, — даже они не жестоки, они не макиавеллианцы, они не политики. Они простодушные существа, добывающие себе пропитание, и они очень рады, что нашли себе дом внутри вас. Они не причиняют вам вреда сознательно, потому что они ничего не могут сделать созна­тельно. Они точно так же наслаждаются жизнью, как и вы. Как только вы это поймете... я не говорю, что вы должны раздеться догола, сесть и ждать, пока вас съедят комары; я имею в виду другое. Защищайте себя, но не считайте их злыми и коварными. Защищайте себя. Если бы дерево мог­ло защитить себя, оно защитилось бы от вас. Защищайтесь. Даже комар защищает себя, даже у комаров появился им­мунитет к отравляющим их веществам.
Каждый должен защищать себя. Я не говорю, что вы должны принести себя в жертву, и убедившись, что кома­ры не питают к вам зла, сидеть нагишом и позволять им вас кусать: ведь они хотят есть... Так вы перейдете к дру­гой крайности, к другой глупости.
Вы защищаете себя—каждый защищает себя. Даже ко­мар будет защищать себя, но не думайте, что комары злы и коварны, потому что сама идея, что жизнь вокруг вас зла и коварна, очень опасна. Эта идея навредит вам больше, чем все животные, комары и муравьи вместе взятые, потому что эта идея даст вам ощущение отделенности от жизни, эта идея даст вам ощущение враждебности к жизни, эта идея никогда не позволит вам сдаться целому.

Змея
Вы, должно быть, видели символ — очень древний сим­вол и очень важный — змею, пожирающую свой хвост. Многие древние школы таинств использовали этот сим­вол; он, несомненно, очень выразителен. Змея, пожираю­щая свой хвост, означает поворот на триста шестьдесят градусов. Змея повернулась сама к себе, сознание обер­нулось само к себе.
Змея символизирует мудрость практически во всех культурах мира. Иисус говорит: «Будьте так же мудры, как змея». И на Востоке символом «змея» обозначали внутрен­нюю энергию человека, кундалини, поэтому она называет­ся энергией-змеей. Энергия свернута в нижнем центре ва­шего существа; когда она разворачивается, змея начинает подниматься вверх. Это просто значит, что в змее есть не­что метафорическое.
Змея может поймать собственный хвост, собака не мо­жет этого сделать. Собаки пытаются, — вы, должно быть, видели, как собаки пытаются поймать свой хвост, и чем больше они пытаются, тем более сходят с ума, потому что хвост продолжает прыгать вместе с ними. Они думают, это что-то отдельное. Они пытаются схватить его, и когда им не удается его схватить... конечно, они отчаянно пытаются, но чем больше они пытаются, тем меньше получается. Это может только змея, никакое другое животное.
То же самое происходит в просветлении: ваша энергия начинает двигаться сама в себя, она становится кругом.

Знание
Знание в некотором смысле полезно, оно не абсолютно бесполезно. Но, если вы погружаетесь вовнутрь, оно стано­вится все более и более бесполезным. Чем глубже вы про­никаете, тем более бесполезным оно становится. Если вы двигаетесь вовне, то тогда чем дальше вы идете во внешний мир, тем более полезным оно становится. Общество уважа­ет знающих людей. Оно нуждается в экспертах, в сведущих людях, в людях, которые накапливают информацию, зна­ния. Во внутреннем мире такой потребности нет, во вну­треннем мире то же самое знание становится препятстви­ем. То, что полезно во внешнем мире, становится помехой во внутреннем. Знание — это мост во внешний мир и пре­пятствие во внутреннем исследовании.
Знание пытается контролировать. Знание дает вам ощу­щение силы. Невежество дает вам скромность. Помните, лучше не становиться знающим. Никогда не позволяйте знанию накапливаться внутри вас. С каждым днем, с каж­дым жизненным опытом накапливается знание; каждый день отбрасывайте его. Это пыль, которая собирается на зеркале вашего сознания.

Значимость
В словарях «значимость» и «значение» являются сино­нимами, но в существовании они не синонимы, они антони­мы. Значение от ума, значимость — естественное явление. Ее нельзя доказать, ее можно только почувствовать, — это нечто от сердца. Когда вы чувствуете, что роза красива, вы чувствуете не головой, и вы не можете этого доказать. Когда вы говорите: «Эта женщина красивая», — вы не мо­жете этого доказать; «Этот мужчина красивый», — вы не можете этого доказать.
Поскольку вы не можете этого доказать, это не мысль, это чувство — ваше сердце начинает биться быстрее…
Когда ваше сердце взволнованно, это совершенно дру­гое измерение, измерение значимости...
Ум — это самая бессильная вещь на свете. Он может соз­давать машины, технологию, он может совершать большую научную работу, но ум не может создать поэзии, не может создать любви — он не может дать вам ничего значимого. Это не работа ума. Для этого в вас существует совершенно иной центр — сердце; раскрытие сердца... Когда лотос сердца раскрывается, вся жизнь значима.

Зоопарк
Пэт последовал примеру своего друга Майка и уехал из Ирландии в Англию на заработки. Прежде чем связь меж­ду ними прервалась, в последнем письме Майк упомянул, что можно легко получить работу в Публичном Зоопарке Випснейд, поэтому Пэт сразу же подал туда заявление. К сожалению, вакантной должности смотрителя не на­шлось; не было даже вакансии дворника.
— Но у меня есть предложение, Пэт, — сказал менед­жер. — Пару дней назад умерла наша горилла, а что за зоо­парк без гориллы? Однако мы сохранили ее шкуру, так что, если ты влезешь в эту шкуру и займешь вольер, мы предо­ставим щедрую плату, а также питание и жилье.
Пэт осмотрел восхитительное поле, которое и было во­льером гориллы, обследовал уютный домик и протестиро­вал предоставленную кровать. Он согласился на эту работу. Очень скоро Пэт стал большим любимцем посетителей зоо­парка. Будучи от природы раскованным и общительным, он разыгрывал целое представление — кувыркался, бил себя в грудь и раскатисто рычал. Но популярнее всего был его коронный номер: всякий раз, когда собиралась толпа, Пэт взбирался на огромный дуб на самом краю вольера, там, где он соединялся с загоном львов, и швырял в львов желудями. Один огромный лев рычал с особой яростью и топал лапами. Толпа ревела от восторга.
Однажды на праздники собралась особенно большая толпа. Пэт был в ударе. Он бросался желудями и бил себя в грудь эффектно, как никогда — и вдруг ветка, на кото­рой он балансировал, сломалась, и он свалился к ногам разъяренной львицы. Пэт подпрыгнул, зовя на помощь, и был уже готов к стремительному бегству, как вдруг льви­ца прошептала ему на ухо:
— Держи язык за зубами, Пэт! Ты что, хочешь, чтобы мы оба потеряли лучшую на свете работу?

Зрелость
Когда я говорю «зрелость», я имею в виду внутрен­нюю целостность. И эта внутренняя целостность наступа­ет только тогда, когда вы перестаете перекладывать от­ветственность на других, когда вы перестаете говорить, что кто-то создает ваши страдания; когда вы осознаете, что творец ваших страданий — вы сами. «Я за все ответ­ствен» — это первый шаг к зрелости. Все, что происходит — мое творение.
Вам грустно. Это ваше творение? Возможно, для вас это будет неприятно, но, если вы сможете остаться с этим чувством грусти, рано или поздно вы перестанете делать многие вещи. Именно в этом заключается теория кармы. Вы ответственны. Не говорите, что ответственно общество, что ответственны родители, что ответственна экономиче­ская ситуация. Не перекладывайте ответственность ни на кого. Ответственны вы.
Вначале это может показаться бременем, потому что те­перь вы не можете переложить ответственность ни на кого. Возьмите ее на себя.

Зритель
Человек стал зрителем, каким-то образом он стал лишь созерцателем. Он не принимает участия в праздновании. Это из-за ума. Ум — это зритель, созерцатель, он избегает участия. Ему нравится смотреть фильм о любви, но не хо­чется влюбиться самому, потому что это опасно. Ему нра­вится читать книгу вроде «Сиддхартхи» или «Пророка», но он не хотел бы стать Сиддхартхой — это опасно. Он всегда держится в стороне. Он хочет видеть все на экране теле­визора, — тогда никакой опасности нет.
Медитация означает участие в существовании. Не будь­те просто зрителем, участвуйте в таинстве жизни. Танцуй­те ее, пойте ее, чувствуйте ее, будьте ею.