Словарь Просветления ОШО

А | БВГДЕЖЗИКЛМНО | П | PСТ | УФХЦЧШ | Э | Ю | Я

Убеждения
Убеждение логично, интеллектуально, от ума. Оно не очень глубоко. И за каждым убеждением упорно сохраняется сомнение. Убеждение никого не меняет. Это ум­ственная вещь — разве она может изменить вас во всей совокупности? Убеждение заимствовано. Я был очень логичен в чем-то и убедил вас; но это произошло оттого, что я очень логичен. Моя логика вас привлекает, вы не може­те ее опровергнуть, поэтому вы соглашаетесь. Убеждение заимствовано. Нас убеждают другие. Вы стали христиа­нином, убежденным христианином, потому что ваши ро­дители были христианами. Или же вы становитесь убеж­денным индуистом, непоколебимым индуистом, чокнутым индуистом, потому что ваши родители были индуистами. И так далее, и так далее.
Я слышал...
Учительница в воскресной школе вдруг перестала чи­тать отрывок из Библии и спросила учеников:
— Почему вы верите в Бога?
Ответы были самые разные — некоторые были полны простой веры, другие явно неискренни. Ответ, который сразил ее наповал, был получен от сына одного из самых известных священников в Чикаго. Он нахмурился и сказал: — Наверное, это просто семейная традиция.
Вот так вы и получаете свои убеждения.

Удивительное
Удивительнее всего в жизни то, что никто, похоже, ни­чему не удивляется! Люди принимают жизнь как должное. Но все в ней таинственно, все в ней изумляет! Это чудо — что семя становится деревом, а когда утром солнце восхо­дит, птицы начинают петь. Это чудо! Чудеса встречаются вам на каждом шагу, и все же вы не удивляетесь. Это самое удивительное в жизни...
Только дети не принимают жизнь как должное. Поэтому в детях есть красота, грация, невинность. Они всегда жи­вут в удивлении; все приносит благоговейный трепет. Они собирают камешки на берегу моря, или раковины... понаб­людайте за детьми: с какой радостью они бегают, с какой радостью они собирают обычные цветные камешки — как будто они нашли бриллианты... они собирают цветы, поле­вые цветы, и смотрят им в глаза... или бегают за бабочками, наблюдают за ними. Все их существо, каждая клеточка их тела полны чувства таинственного. А это самое важное ка­чество, и только с ним жизнь стоит того, чтобы жить.
Человек, который теряет эту способность удивляться, мертв. В тот момент, когда ваше чувство удивительного мертво, вы мертвы. В тот момент, когда ваше чувство чу­десного мертво, вы мертвы. В тот момент, когда вы не мо­жете больше испытывать благоговейный трепет, вы вообще ничего не можете.
Родиться с даром смеха, с ощущением, что этот мир бе­зумен, есть то качество, которое делает жизнь такой, чтобы ее стоило жить, — и не только жить, но танцевать, праздновать...
 Верните себе то качество удивления, каким оно было у вас в детстве. И смотрите теми же невинными глазами. Дио­нисий называл это агнозией: состоянием незнания, Упанишады называют это дхианой, самадхи: состоянием не­знания. Это не невежество.
Невежество и знание принадлежат одному измерению: невежество означает меньше знания, знание означает мень­ше невежества; различие в степени. Агнозия, самадхи — не невежество, они за пределами как невежества, так и зна­ния. Это открытие себя к чудесному.

 Удовлетворение
Существует большая разница между удовлетворени­ем и удовлетворенностью. Они не только отличаются, они противоположны друг другу...
Удовлетворение — это ложное явление. Это просто по­пытка прикрыть свои раны. Раны не исцеляются, они оста­ются внутри и просто прикрываются. Они продолжают раз­растаться и накапливать все больше гноя. Они могут стать раковой болезнью.
Удовлетворенность — это исцеленные раны. Вы стали целостным, исцеленным человеком. Это очень настоящее состояние. Удовлетворение — это просто утешение; мы настолько несчастны, мы настолько не способны достичь блаженства, что прибегаем к множеству методов, чтобы утешить себя. Удовлетворенность — это не утешение, это само блаженство.
Как только к вам приходит блаженство, за ним следом, как тень, идет удовлетворенность. Поэтому я учу не удо­влетворенности, я учу блаженству. Религии веками пропо­ведовали удовлетворенность, но если вы попытаетесь прий­ти к удовлетворенности, это будет лишь удовлетворение, утешение, фальшивая монета. Именно из-за этого челове­чество стало фальшивым. Я настаиваю, что начинать следует с блаженства. Старые религии начинали с удовлетворенности. Они говорили, и об этом сказано во многих писаниях мира, что удовлетво­ренный человек становится блаженным. Я же утверждаю противоположное: блаженный человек достигает удовлет­воренности. А если человек не блажен, его удовлетворен­ность поддельна.
Сначала будьте блаженны.

Удовольствие
Удовольствия приятны — я не против них, — но необхо­димо помнить одно: что это игрушки. Их создает человек, и поскольку их создает человек, они не могут его удовлетво­рить. Они остаются ниже человека. Творение всегда остается ниже творца, творение никогда не может быть выше творца.
В сердце есть другое стремление — стремление к беско­нечному, к безграничному, к чему-то, что обладает огромной силой, к чему-то, что сможет вас захватить, к чему-то, что сможет прийти, как наводнение, и затопить вас, очистить вас, к чему-то, что может излиться на вас из запредельно­го. Только такое переживание может принести удовлетво­рение. Блаженство божественно.
Никогда не поддавайтесь заблуждению, что удоволь­ствия — это все. Сами по себе они хороши, это приятные игрушки. Но игрушки есть игрушки, не стоит ожидать от них слишком многого. Они помогают вам занять себя. Хо­роший дом, хорошая семья, муж, жена, дети, друзья, хо­рошая компания — это все игры. Играйте в них искусно, играйте в них мастерски, но помните, что они не наполнят вашу жизнь удовлетворением. Они помогут вам чем-то за­нять себя, но только на поверхности.
Поэтому, доставляя себе всевозможные удовольствия, никогда, ни на одно мгновение не забывайте о том, что жизнь существует не только для того, чтобы играть в игры.


 Уединение
Обособленный человек, одиночка, находится в негатив­ном состоянии. Ему одиноко, он стремится к другому, а дру­гого нет. Он глубоко несчастлив, потому что он не умеет быть с самим собой, он не умеет наслаждаться собой, он не знает, как праздновать себя. Он знает только взаимоотношения, и пока есть отношения, общение, он чувствует себя легко. Пока он с кем-то, он может забыть себя. Быть с кем-то — это нечто вроде алкоголя, это опьяняет. Вы просто тонете; ваши беспокойства, тревоги, само ваше существование вы топите в другом. А другой делает то же самое: тонет в вас. Вот что люди называют взаимоотношениями. Люди исполь­зуют друг друга как средство избежать самих себя.
Истинное уединение — это совершенно другое. Это не одиночество, это единствование, единствие. Состояние не негативно, оно крайне позитивно. Вы переживаете не от­сутствие другого, вы переживаете присутствие самого себя. И этот опыт собственного присутствия настолько перепол­няет, что все остальное постепенно меркнет в уме, и в вас нарастает экстатическая радость. Достаточно самой радо­сти дыхания, самой радости бытия, сущей радости соуча­ствовать в существовании. Это чудо — быть, чудо из чудес.
Блаженство рождает истинное уединение. Тогда уединение становится храмом, и блаженство в нём божество. В том вся медитация: искусство превращения одиночества в единство, алхимия превращения отчуждённости в уединение.

Ум
Ум — это все, что вы испытали, все, что вы пережили, все, что уже мертво. Ум — это мертвая часть вашего су­щества. И вы продолжаете ее нести. Ум не позволяет вам быть здесь, он не позволяет вам присутствовать. Он не позволяет вам быть разумными. Он начинает реагировать прежде, чем вы успеваете откликнуться...
Ум — это прошлое, что-то мертвое, нависающее над жи­вым. Он похож на облако, окружающее вас: вы не видите че­рез него, ваше зрение затуманено, все искажено. Позвольте этому облаку раствориться. Оставайтесь без ответов, без вы­водов, без философий, без религий. Оставайтесь открытыми, просто открытыми, оставайтесь уязвимыми, и тогда с вами может случиться истина. Быть уязвимым значит быть ра­зумным. Разумность — это когда вы знаете, что вы не знае­те. Разумность — это когда вы знаете, что из-за ума вы все упускаете. Разумность — это когда вы знаете, что в не-уме открывается нужная дверь. Ум — это просто глупость.

Университеты
В западных университетах много веков учат знанию. Теперь также и на Востоке в университетах учат знанию, потому что восточные университеты просто подражают за­падным. Изначально в восточных университетах никогда не учили знанию. В Наланде и Такшашиле не учили зна­нию, там учили медитации. Там учили глубокому незнанию и глубокой тайне вокруг. Сейчас не существует восточных университетов. Все университеты западные, независимо от того, где они находятся, на Востоке или на Западе. Они продолжают набивать ум знанием.
Поэтому, когда студент возвращается из университета, он становится набитым... как чучело. У него нет души, у него есть только знание. И потом он создает проблемы. Он будет создавать проблемы, потому что университет дал ему толь­ко эго — и ничего больше. Он не научился ни капле человеч­ности или тонкости. Он не прикоснулся ни к одной точке неэго. Он не выглядывал из того окна, из которого жизнь вид­на как тайна. Он невежественен; он ни разу не смотрел в это окно. Его набили знанием. Знание дает ему ощущение, что он очень значимый и очень важный, потому что он знает. Это усиливается, а потом оно создает все возможные проблемы.
Эго создает политику, эго создает амбиции. Эго порож­дает ревность, эго порождает постоянную борьбу, насилие, потому что эго не может быть удовлетворено, пока оно не до­стигнет вершины. И все пытаются достичь вершины. Жесто­кая конкуренция появляется во всех сферах жизни. В эко­номике, политике, образовании — везде существует жесто­чайшая конкуренция. Никто не интересуется самим собой, все интересуются тем, чтобы амбиции достигли вершины; и никто не думает, куда он пойдет дальше, когда достигнет вершины. Что вы получите только оттого, что подниметесь на вершину? Ничего не получите. Вы тратите жизнь впустую.
Восточные университеты учили глубокому неведению — а основа неведения в том, что человек не может проникнуть в тайну, потому что тайна предельна. Она является основой природы... а человек — это всего лишь часть той же самой тайны. Когда две тайны встречаются — тайна внутри че­ловека и тайна внутри существования... Когда эти две тай­ны встречаются, возникает экстаз. Жизнь становится пре­красной. Она становится вечной музыкой, она становится танцем. Вы можете танцевать только тогда, когда есть тай­на. Нам нужен танцующий бог — бог, который умеет танце­вать. А существование танцует всюду. Посмотрите! Это не теория. Посмотрите на существование! Оно танцует всюду. Каждая частичка танцует. Только вы приросли к земле. Вы не можете двигаться, вы не можете танцевать из-за вашего знания; ваше знание стало вашим ядом.

Уникальность
Во всем мире нет никого подобного вам — никогда не было и никогда не будет. Вы единственны в своем роде! Каждый человек уникален, уникальность — это подарок существования.

Успех
Никогда не думайте об успехе. Успех — это естествен­ное побочное следствие. Если вы действительно искренне работаете над собой, успех последует за вами, как следует тень. Успех не должен быть целью. Поэтому Лу-цзы гово­рит: «Работай тихо, безмолвно, не будь обеспокоен никакой идеей успеха или неудачи».
И помните: если вы слишком много думаете об успехе, вы постоянно будете думать также и о поражении. Они идут вме­сте, продаются в одной упаковке. Успех и поражение не могут быть отделены друг от друга. Если вы думаете об успехе, где-то глубоко внутри будет также и страх. Кто знает, получится у вас или нет? Возможно поражение. Успех уводит вас в буду­щее, втягивает вас в игры жадности, в проекции эго, в амбиции, а страх заставляет вас трястись, дрожать — возможно пора­жение. Возможность поражения заставляет вас колебаться. А с этим колебанием, с этой жадностью, с этими амбиция­ми, ваша работа не будет тихой. Ваша работа станет сумато­хой, вы будете работать здесь, а смотреть «туда». Вы будете идти по этой дороге, а смотреть куда-то вдаль, куда-то в небо.
Я слышал о греческом астрологе. Однажды ночью, очень звездной ночью, он упал в колодец. Наблюдая за звездами, он переходил с места на место,— а он был так увлечен звездами, что забыл, где находится,— он подходил все ближе и ближе к колодцу и в результате упал в него. Какая-то женщина, ста­руха, которая жила неподалеку, прибежала, услышав шум. Она заглянула в колодец, принесла веревку и вытащила отту­да великого астролога. Астролог был ей очень благодарен, он сказал: «Ты не знаешь меня, но я королевский астролог, спе­циально назначенный королем. Мои услуги стоят очень доро­го —только очень богатые люди могут позволить себе узнать будущее. Но ты спасла мне жизнь. Ты можешь прийти зав­тра ко мне, и я покажу тебе: я прочту будущее по твоей руке, я посмотрю диаграмму твоего рождения, я истолкую твои звезды, и все твое будущее станет тебе совершенно ясным».
Старуха рассмеялась. Она сказала: «Даже не думай об этом. Ты не видишь даже на шаг вперед, ты не видишь перед собой колодца; как же ты можешь предсказать мое бу­дущее? Какая чепуха!»
Не заглядывайте слишком далеко вперед, иначе вы упу­стите ближайший шаг. Успех приходит, как говорит Лу-цзы, сам по себе. Предоставьте его самому себе. Это существование очень щедро и благодарно, ничто не остается без награды.
В этом вся философия кармы: ничто не остается без на­грады или без наказания. Если вы сделаете что-то непра­вильное, наказание последует подобно тени. Если вы сде­лали что-то правильное, вы немедленно получите награду. Вам нет нужды беспокоиться о них, о них вообще не нужно думать; ваше сознание не должно быть вовлечено в них ни на йоту; они приходят сами — автоматически.
Когда вы идете по дороге, смотрите ли вы то и дело за своей тенью, — следует ли она за вами или нет? А если кто-то то и дело оборачивается посмотреть, следует ли за ним тень или нет, вы подумаете, что он безумен. Тень следует, это неизбежно. Так что, если вы работаете в правильном направлении, с правильным усилием, всей тотальностью своего существа, награда следует автоматически.

Утопающий
Хороший пловец так доверяет реке, что становится с ней почти одним целым. Он не борется, не хватает воду, он не жесткий и не напряженный. Если вы жесткий и напря­женный, вы утонете; если вы расслабленны, река позабо­тится о вас. Вот почему, когда кто-то умирает, мертвое тело плывет по воде.
Это чудо. Поразительно! Живой человек умер и утонул в реке, а мертвый просто плывет на поверхности. Что случи­лось? Мертвый знает о реке некий секрет, которого не знал живой. Живой человек боролся. Река была его врагом. Он боялся, он не доверял. Но мертвого человека нет — как он может бороться? Мертвый полностью расслаблен, без вся­кого напряжения — и внезапно тело всплывает. Река несет его. Ни одна река не может утопить мертвого человека.

Уход от дел
(выход на пенсию)
Вот что такое уход от дел: сегодня вы заработали себе на хлеб, сделали дело и уходите отдыхать.
Но вы не умеете уйти от дел: вы продолжаете зараба­тывать себе на хлеб в снах. Вы ложитесь на диван и на­чинаете строить планы на завтра, хотя никто не знает, наступит завтрашний день или нет. На самом деле он ни­когда не наступает. Наступает всегда сегодняшний день. Вы строите планы на будущее, забывая о том, что смерть разрушит любое будущее.
Будьте мудрыми — оставайтесь в моменте. Прожи­вайте этот момент настолько тотально, насколько это воз­можно, и тогда вы узнаете, что смерти нет. Человек, ко­торый не беспокоится о завтрашнем дне, не знает смерти, он становится бессмертным. Смерть — завтра, жизнь — сегодня.
Смерть всегда в будущем, жизнь всегда в настоящем — именно в этом смысл ухода от дел. Если вы хотите, чтобы я перевел это выражение, я переведу его так — саньяса. Вы должны уйти от дел не в конце жизни, уходите от дел каж­дый день, каждое мгновение. Наслаждаясь моментом: вы можете отдохнуть. Саньяса — это уход от дел.
Когда вы возвращаетесь домой из офиса, оставляй­те свой офис в офисе. Не тащите его домой в своей голове, иначе голова затрещит — обязательно затрещит. Тащить в голове такую тяжесть — целый офис! Ведь тяжело! Или весь рынок в вашей голове — он такой тяжелый!..
Уходите от дел, уходите на пенсию каждый день, каж­дое мгновение... Само слово «пенсионер» нам не очень нра­вится, оно ассоциируется со старостью, немощностью. Люди выходят на пенсию в возрасте около шестидесяти пяти лет, когда начинает приближаться смерть. Нет, это выражение прекрасно. Оно отражает сам смысл саньясы. «Уход от дел» значит отдых: работа сделана, теперь можно отдыхать и наслаждаться. Не откладывайте наслаждение — именно в этом вся радость «ухода от дел», выхода на пенсию. Наслаждай­тесь здесь и сейчас.

Учение
(познавание)
Знание заимствовано — учение целиком ваше. Знание связано со словами, концепциями, языком; учение — толь­ко с опытом. Знание — это что-то конечное: вы что-то зна­ете, и к этому нечего добавить. Учение никогда не закан­чивается, оно продолжается всегда. Учение это процесс: он продолжается и продолжается, вы учитесь непрерывно, до самого последнего вздоха.

Ученость
Две огромные крысы однажды пробрались в кинотеатр и направились прямо в аппаратную. Оказавшись там, они сожрали целую кинопленку. После этого одна крыса посмо­трела на другую и спросила:
- Ну как, тебе понравился фильм?
- Так себе: книга была лучше.
Вот что такое ученость! Эти крысы постоянно жонглиру­ют словами, накапливают слова. Они собирают горы слов и очень искусно ими манипулируют. Они умеют обманывать других, но это не так плохо, потому что обмануть можно толь­ко тех, кто уже обманут, им уже нельзя нанести большего вреда. Однако, обманывая других, они постепенно начинают обманывать себя. Именно в этом их величайшая проблема.
Девяносто девять процентов так называемых религиоз­ных людей — святых, махатм — просто ученые крысы. Они очень ловко обращаются со словами, но если посмотреть глубоко им в глаза, вы просто увидите глупое человеческое существо. Эти слова ничего не изменили.

Учитель
Учитель — это человек, который учит заимствованным знаниям. Он ничего не знает, он ничего не испытал сам — с ним лично ничего не случилось, но он слышал, но он читал. Он имеет навыки словесной, интеллектуальной передачи: он хорошо излагает.
Идеальный учитель тот, кто знает: он ничего не зна­ет. Учитель забывает об этом, имеет тенденцию забывать. Он начинает верить в то, чему он учит других. Он не толь­ко обманывает, но и обманывается сам. Он начинает жить в глубоком самовнушении, гипнотическом сне. Сначала он убеждает других, потом, когда другие убеждены, видя их убежденность, он убеждается и сам.
Учитель попадает под власть самовнушения. Великий учитель тот, кто учит, но знает: «Это не мое». И не только знает, но делает очевидным для всех остальных: «я только истолкователь, комментатор»; «я изучил предмет, приоб­рел знания, стал профессором»; «я учу вещам, в которых у меня нет собственного опыта». Если человек способен к та­кой осознанности, он никогда не впадает в самообман. Даже если другие начинают верить в него, он никогда не верит себе до тех пор, пока сам не получит опыта.

Уши
Странно, что Бог устроил глаза не так, как уши. Нель­зя закрыть уши; глаза можно закрыть. Для глаз есть веки, чтобы их закрывать и открывать; но в ушах? Бог не поза­ботился снабдить вас небольшими веками для ушей, пото­му что знал: вы так заняты умом, что не нуждаетесь в них. Ваши уши всегда глухи; вы ничего не слышите, — или слы­шите только то, что хотите услышать.