А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | P | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я
Чай Должно быть, вы слышали о Бодхидхарме, одном из величайших мастеров медитации во всей истории человечества. О нем рассказывают красивую историю. Он концентрировался на чем-то — чем-то внешнем. Его глаза моргали, и концентрация терялась; и он вырвал свои веки. Это очень красивая история: он вырвал свои веки, отбросил их и смог сконцентрироваться. Через несколько недель он увидел какие-то растения, растущие на том самом месте, куда он бросил свои веки. Эта история произошла на одной горе в Китае, и название этой горы было Тах, или Та; отсюда и название «1еа», чай. Растения, которые выросли на том месте, стали чаем, и вот почему чай помогает вам оставаться бодрствующими. Когда ваши глаза моргают и вы засыпаете, выпейте чашку чая. Это веки Бодхидхармы. Именно поэтому дзенские монахи считают чай священным. Чай не обычен, чай священен — это веки Бодхидхармы. В Японии есть чайные церемонии, в каждом доме есть чайная комната, и церемония подачи чая религиозна, священна. При питье чая необходим медитативный настрой. В Японии созданы очень красивые церемонии чаепития. Японцы входят в чайную комнату так, как если бы они входили в храм. Пока чай готовится, все сидят в тишине и слушают, как кипит самовар. Пар, шум, и все просто слушают. Это не обыденная вещь... веки Бодхидхармы. А поскольку Бодхидхарма пытался быть осознанным, с открытыми глазами, чай помогает. Поскольку история произошла на горе Тах, этот напиток называется «1;еа», чай. Неважно, правда это или нет, но сама история очень красива. Если вы концентрируетесь на внешнем, нужно, чтобы глаза не моргали, как будто у вас больше нет век. Вот в чем смысл отбрасывания век. У вас есть только глаза, но нет век, чтобы их закрыть. Концентрация до тех пор, пока точка, на которой вы сконцентрированы, не растворится. Если вы настойчивы, если вы упорны и не позволяете своему уму двигаться, эта точка исчезает. А когда она растворяется, если вы концентрировались только на этой точке, и она была для вас единственной точкой во всем мире, если весь мир уже растворился, если только осталась эта точка, а теперь и она растворилась, тогда сознание больше никуда не может двигаться. Нет объекта, к которому можно было бы двигаться — все измерения закрыты. Ум отброшен к самому себе, сознание отброшено к самому себе, и вы входите в центр.
Человеческая природа Предназначение каждого человека — стать Буддой. Произойдет это сегодня, завтра или послезавтра, не так важно. В неделе только семь дней. Это случится в понедельник, во вторник или в среду, а может быть в четверг или в пятницу, в субботу или в воскресенье, — однажды это обязательно случится. Я в этом абсолютно уверен, потому что я понимаю человеческую природу. Она не может довольствоваться этим несчастным миром. Она не может довольствоваться этим уродливым и насильственным миром. Она сможет осуществиться только тогда, когда обнаружит высший источник блаженства, вечный источник жизни. А именно для этого предназначена научная методология медитации. Я говорю, исходя из опыта своего собственного естества: чем глубже вы идете, тем более вы тонки и культурны; чем глубже вы идете, тем больше в вас грации. Чем больше вы погружаетесь вовнутрь, тем больше вы становитесь человеком. Так что я могу сказать совершенно определенно, с абсолютной уверенностью, что человек по природе своей не безобразен. Человек рождается абсолютно невинным, не безобразным и не окультуренным — просто как ЪаЪи1а газа, как чистый лист. Он станет тем, что вы на нем напишите. Если вы бдительны и осознанны, вы не станете ничего на нем писать, вы оставите ребенка в покое. Вы позаботитесь о ребенке, дадите ему все необходимое, поможете ему стать сильнее, здоровее, — точно так же, как садовник заботится о розовом кусте. Вы ничего не будете навязывать розовому кусту, — пока что розы скрыты и расцветут в свое время, от вас требуется только забота. В каждом ребенке, в самой его невинности, скрыты розы, лотосы, будды. Помогите ему остаться невинным. Не прививайте ему так называемую социальную культуру из страха, что «если мы этого не сделаем, он станет варваром». Уже много веков продолжается полемика на эту тему, но нет никаких экспериментов. Я это знаю, я сам спорил со своими профессорами в университете, — потому что все попытки психологов и социологов определить, что нужно делать с ребенком, упираются в одно и то же непонимание. Мое видение было и остается прежним: с ребенком ничего не нужно делать; с вашей стороны требуется только защита.
Человечество Человек с большой продуктивностью изобретает опасные слова. Например, слово «человечество». Мне никогда не встречалось человечество, мне встречались только человеческие существа. Человечество это просто абстрактное понятие. Однако существуют люди, которые любят человечество. Человечество невозможно обнять, человечество невозможно поцеловать. Это становится очень тонкой уловкой. Прикрываясь любовью к человечеству, можно продолжать ненавидеть человеческие существа. Поскольку вы любите человечество, в любви к человеческим существам нет необходимости. И если появится такая необходимость, вы сможете пожертвовать всеми человеческими существами ради своей любви к человечеству. Это происходит повсеместно: люди любят нации, люди убивают других людей во имя «наций». Во имя «родины», «отечества» — во имя каких-то глупых слов — с легкостью убивают тысячи людей. Настоящее приносится в жертву на алтарь чего-то абстрактного. Такова вся наша история. Во имя Бога, во имя религии, во имя любви, во имя мира, во имя демократии, во имя коммунизма — а все это абстрактные понятия — мы продолжаем безжалостно уничтожать человеческие существа. Все эти слова опасны. Отбросьте эти слова, любите человеческие существа. Если вам приходится пожертвовать родиной, жертвуйте ею — это ничего не значит. Если вам приходится жертвовать религией, жертвуйте ею — это ничего не значит. Если вам приходится жертвовать человечеством, убейте его, не задумываясь, — потому что человечества не существует, и вы не сможете никого убить. Любите реально существующее, избегайте абстрактного. Абстрактное стало нашей величайшей катастрофой.
Чтение В Индии, когда кто-то читает обычную книгу, это называется «чтением». Но когда кто-то читает Гиту, у нас для этого есть специальный термин — патх. В буквальном переводе это слово означает урок. Обычное чтение — это просто чтение, что-то механическое. Но когда вы читаете и так глубоко поглощены, так увлечены, что само чтение становится уроком, тогда это чтение глубоко проникает в вашу сущность и становится не только частью вашей памяти, но частью вашей сущности. Вы это впитали, вы этим опьянились. Возможно, вам не удастся сформулировать послание в словах, но вы впитали его суть. Сама его суть проникла в вашу сущность. Мы называем такое чтение «патх».
Чувствительность (чувственность) Будьте как можно глубже в теле. Позвольте своим чувствам ожить. Когда вы на что-то смотрите, когда вы ощущаете какой-то вкус или запах, когда вы к чему-то прикасаетесь, делайте это с большей любовью. Позвольте своим органам чувств все больше участвовать в вашей жизни. Тогда вы внезапно обнаружите, что энергия, которая двигалась в основном в голову, теперь гармонично распределяется по всему телу. Голова — это диктатор. Это монополист, который постоянно отовсюду забирает энергию. Голова уничтожила чувства. Голова присваивает себе почти восемьдесят процентов энергии, а для всего остального тела остается лишь двадцать процентов. Естественно, все остальное тело страдает, а когда страдает все тело, страдаете вы, потому что вы можете быть счастливы только тогда, когда существуете как единое целое, как органическое единство, когда каждая часть вашего тела и существа получает свою часть энергии, — не больше, но и не меньше, чем нужно. Тогда ваше существо работает в определенном ритме. Вы гармоничны. Гармония, счастье, здоровье — все это аспекты одного явления — целостности. Когда вы целостны, вы счастливы, здоровы, гармоничны. Голова создает помехи. Люди многое потеряли. Они не чувствуют запахов. Они утратили способность ощущать запахи. Они утратили способность чувствовать вкус. Они слышат лишь очень немногое. Они потеряли слух. Люди не знают, что такое прикосновение. Их кожа загрубела. Она утратила свою мягкость и восприимчивость. Поработив все остальное тело, голова процветает, как Адольф Гитлер. Голова становится больше и больше. Это очень смешная ситуация. Человека можно представить в виде карикатуры — огромная голова и маленькое, жалкое тело. Так что верните себе способность чувствовать. Делайте что-то своими руками, возитесь с землей, с деревьями, с камнями, соприкасайтесь с людьми, с их телами. Делайте что-то, что не требует чрезмерного думанья, умствования, интеллектуализации. И наслаждайтесь этим. Тогда постепенно ваша голова разгрузится. Это будет хорошо и для самой головы, потому что, если голова перегружена, она рождает много мыслей, но при этом не может думать. Как обеспокоенный ум может думать? Для того чтобы думать, необходима ясность. Для того чтобы думать, необходим расслабленный ум. Это выглядит парадоксально, но для того чтобы думать, необходим ум без мыслей. Тогда вы можете думать очень легко, очень стройно, очень интенсивно. Возьмите любую проблему, и ваш безсмысленный ум ее решит. Тогда работает ваша интуиция. Это не беспокойство — просто озарение. Если ум слишком перегружен мыслями, вы думаете много, но без пользы, без толку. Все сводится на нет, потому что голова ничего не может. Вы просто ходите кругами, создаете много шума, но с нулевым конечным результатом. Так что передать часть энергии органам чувств не так уж плохо для головы. Это пойдет ей на пользу, потому что, когда голова уравновешена и находится на своем месте, она лучше работает. В противном случае, в ней постоянно случаются пробки и заторы. В ней происходит непрерывное движение, почти как в час пик — круглосуточный час пик.
Чувственность (чувствительность) Чувственность, чувствительность, означает, что вы открыты, ваши двери открыты, вы готовы пульсировать вместе с существованием. Если птица начнет петь, чувственный человек немедленно почувствует, как эта песня отражается в глубочайшем сердце его существа. Бесчувственный человек вообще ее не услышит, или, возможно, услышит как какой-то шум. Она не проникнет в его сердце. Кукушка начинает куковать, — чувственный человек почувствует, что кукушка кукует не из какой-то далекой манговой рощи, а глубоко из его собственной души. Это становится его собственным зовом, это становится его стремлением к божественному, его собственным стремлением к возлюбленному. В этот миг наблюдатель и наблюдаемое едины. Видя, как расцветает красивый цветок, чувственный человек расцветает вместе с ним, становится цветком вместе с ним. Чувственный человек жидкий, текучий, подвижный. Любое переживание — и он становится им. Глядя на закат, он закат. Глядя в ночь, темную ночь, прекрасную безмолвную тьму, он становится тьмой. Утром он становится светом. Он — все, чем является жизнь. Он пробует жизнь на вкус со всех ее возможных сторон. Поэтому он становиться богатым, — это настоящее богатство. Слушая музыку, он музыка; слушая звук воды, он становится звуком воды. А когда ветер дует сквозь бамбуковую рощу, и стебли бамбука постукивают... он не в стороне от них. Он среди них, один из них, — он бамбук. Быть чувственным, открытым к чувствам, значит быть доступным тайнам жизни. Становитесь более и более чувственны, и отбросьте все осуждение. Пусть ваше тело станет просто входом. Все ваши чувства должны стать дверьми, распахнутыми настежь, без всяких преград, — так, чтобы когда вы слушаете, вы становились музыкой, когда вы смотрите, вы становились светом, когда прикасаетесь, вы становились бы тем, к чему прикоснулись.
Чувство, внутреннее Один мальчик постоянно чесал голову. Его отец однажды посмотрел на него и сказал:
- Сынок, почему ты все время чешешь голову? - Может быть, — ответил мальчик, — это потому, что я единственный, кто знает, что она чешется. Это внутреннее чувство. Только вы знаете. Никто другой не может знать. Этого нельзя увидеть снаружи. Когда у вас болит голова, только вы знаете. Вы не можете этого доказать. Когда вы счастливы, только вы знаете, — вы не можете этого доказать. Вы не можете выложить это на стол, чтобы все это проверили, вскрыли, проанализировали. По сути, внутреннее чувство настолько внутреннее, что нельзя даже доказать, что оно существует. Поэтому ученые продолжают отрицать его, но это отрицание бесчеловечно. Даже ученый знает, что когда он чувствует любовь, у него есть внутреннее чувство. Что-то есть! И это не вещь, и это не объект, и невозможно показать его другим. И все же — оно есть. Внутреннее чувство по-своему весьма достоверно. Но из-за привычки к научному мышлению люди утратили доверие к своему внутреннему чувству. Они полагаются на других. Вы полагаетесь на других настолько, что если кто-то скажет: «Ты выглядишь очень счастливым»,—вы почувствуете себя счастливым. Если двадцать человек решат сделать вас несчастным, они смогут сделать вас несчастным. Они просто должны повторять это целый день, когда бы вы ни пересеклись с ними, они должны говорить вам: «Ты выглядишь очень несчастным, очень расстроенным. В чем дело? У тебя что, кто-то умер?» И вы начнете сомневаться: так много людей говорят, что вы несчастны — должно быть, так и есть. Вы зависите от мнений людей. Вы настолько зависите от мнения других людей, что совершенно потеряли внутреннее чувство. Внутреннее чувство должно быть открыто вновь, потому что все, что прекрасно, и все что хорошо, и все что божественно, можно воспринять лишь посредством внутреннего чувства. Не попадайте под влияние чужих мнений. Лучше начните смотреть внутрь, дайте слово внутреннему чувству. Доверяйте ему. Если вы доверяете ему, оно будет расти. Если вы доверяете ему, вы будете его питать, оно станет сильнее... Именно через внутреннее чувство познается Бог. Существует шесть чувств: пять из них—внешние, они говорят вам о мире. Глаза говорят что-то о свете, без глаз вы бы не знали света. Уши говорят что-то о звуке, без ушей вы бы не знали ничего о звуке. Существует шестое чувство, внутреннее чувство, которое показывает и говорит вам что-то о вас и о конечном источнике всего. Это чувство необходимо открыть. Медитация как раз и есть открытие внутреннего чувства.
Чувствование Меньше думайте, больше чувствуйте. Поменьше интеллекта, побольше интуиции. Мышление — очень обманчивый процесс; он дает вам чувство, что вы делаете великие вещи. Но вы просто строите воздушные замки. Мысли есть не что иное, как воздушные замки. Чувства более материальны, более вещественны. Они вас трансформируют. Размышления о любви не помогут, но чувство любви неминуемо вас изменит. Размышления очень приятны для эго, потому что эго питается вымышленным. Эго не может переварить ничего реального, а мышление — вымышленный процесс... Обратитесь от ума к сердцу, от думанья к чувствованию, от логики к любви.
Чудеса Мы уже настолько напичканы историями о чудесах, что в них никто не верит — даже те, кто их рассказывает; даже те, кто учит и проповедует, не верят в эти чудеса. Чудеса, которые приписываются христианами Иисусу, чудеса, которые, как полагают джайны, происходили в жизни Махавиры, чудеса, которые, как считают буддисты, совершал Будда, — это все выдумки. Они были придуманы для того, чтобы помешать случиться с вами настоящему чуду. Позвольте мне повторить это снова: все эти глупые чудеса были придуманы и объявлены всему миру просто для того, чтобы отвлечь вас от настоящего чуда, которое может с вами случиться... Моисей раздвинул океан... Я пытался раздвинуть воду в своей ванной, но мне это до сих пор не удалось! Это все чушь. Но нас всех воспитывали на этих глупостях... Будьте открытыми и уязвимыми, откройтесь для всех ветров, солнца и дождя. Будьте открыты для существования как такового. Для меня Бог — это существование; другого Бога не существует. Существование каждое мгновение — это чудо; мы не видим этого, просто потому что ослепли.
Чудесное Позвольте жизни войти в вас, станьте более открытыми и уязвимыми, больше чувствуйте, больше ощущайте. Со всех сторон вас окружают чудеса — в небольшом, незаметном. Понаблюдайте за маленьким ребенком. Оставьте его одного в саду и прос то понаблюдайте. Таким же должен быть и ваш путь— чудесным, исполненным чуда... ребенок бежит, чтобы поймать эту бабочку, бежит, чтобы схватить вон тот цветок, играет с грязью, катается в песке... Отовсюду божественное касается ребенка. Если вы чувствуете чудесное в жизни, вы будете способны праздновать. Не живите в знании, живите в удивлении. Вы ничего не знаете. Жизнь полна сюрпризов, всюду — постоянный сюрприз. Живите жизнь как сюрприз, как непредсказуемое явление: каждый момент новый. Просто попробуйте, попытайтесь! Вы ничего не потеряете, если попытаетесь, а выиграть можете все.
|