Словарь Просветления ОШО

А | БВГДЕЖЗИКЛМНО | П | PСТУФХЦ | ЧШ | Э | Ю | Я

 

 

Чай
Должно быть, вы слышали о Бодхидхарме, одном из величайших мастеров медитации во всей истории челове­чества. О нем рассказывают красивую историю.
Он концентрировался на чем-то — чем-то внешнем. Его глаза моргали, и концентрация терялась; и он вы­рвал свои веки. Это очень красивая история: он вырвал свои веки, отбросил их и смог сконцентрироваться. Че­рез несколько недель он увидел какие-то растения, ра­стущие на том самом месте, куда он бросил свои веки. Эта история произошла на одной горе в Китае, и на­звание этой горы было Тах, или Та; отсюда и название «1еа», чай. Растения, которые выросли на том месте, стали чаем, и вот почему чай помогает вам оставаться бодрствующими.
Когда ваши глаза моргают и вы засыпаете, выпейте чашку чая. Это веки Бодхидхармы. Именно поэтому дзенские монахи считают чай священным. Чай не обычен, чай священен — это веки Бодхидхармы. В Японии есть чай­ные церемонии, в каждом доме есть чайная комната, и церемония подачи чая религиозна, священна. При питье чая необходим медитативный настрой.
В Японии созданы очень красивые церемонии чаепития. Японцы входят в чайную комнату так, как если бы они вхо­дили в храм. Пока чай готовится, все сидят в тишине и слу­шают, как кипит самовар. Пар, шум, и все просто слушают. Это не обыденная вещь... веки Бодхидхармы. А поскольку Бодхидхарма пытался быть осознанным, с открытыми гла­зами, чай помогает. Поскольку история произошла на горе Тах, этот напиток называется «1;еа», чай. Неважно, правда это или нет, но сама история очень красива.
Если вы концентрируетесь на внешнем, нужно, чтобы глаза не моргали, как будто у вас больше нет век. Вот в чем смысл отбрасывания век. У вас есть только глаза, но нет век, чтобы их закрыть. Концентрация до тех пор, пока точка, на которой вы сконцентрированы, не растворится. Если вы настойчивы, если вы упорны и не позволяете сво­ему уму двигаться, эта точка исчезает. А когда она рас­творяется, если вы концентрировались только на этой точ­ке, и она была для вас единственной точкой во всем мире, если весь мир уже растворился, если только осталась эта точка, а теперь и она растворилась, тогда сознание боль­ше никуда не может двигаться. Нет объекта, к которому можно было бы двигаться — все измерения закрыты. Ум отброшен к самому себе, сознание отброшено к самому себе, и вы входите в центр.

Человеческая природа
Предназначение каждого человека — стать Буддой. Про­изойдет это сегодня, завтра или послезавтра, не так важно. В неделе только семь дней. Это случится в понедельник, во вторник или в среду, а может быть в четверг или в пятницу, в субботу или в воскресенье, — однажды это обязательно случится. Я в этом абсолютно уверен, потому что я пони­маю человеческую природу. Она не может довольствовать­ся этим несчастным миром. Она не может довольствоваться этим уродливым и насильственным миром. Она сможет осу­ществиться только тогда, когда обнаружит высший источ­ник блаженства, вечный источник жизни.
А именно для этого предназначена научная методоло­гия медитации.
Я говорю, исходя из опыта своего собственного естества: чем глубже вы идете, тем более вы тонки и культурны; чем глубже вы идете, тем больше в вас грации. Чем больше вы погружаетесь вовнутрь, тем больше вы становитесь чело­веком. Так что я могу сказать совершенно определенно, с абсолютной уверенностью, что человек по природе своей не безобразен.
Человек рождается абсолютно невинным, не безобраз­ным и не окультуренным — просто как ЪаЪи1а газа, как чи­стый лист. Он станет тем, что вы на нем напишите.
Если вы бдительны и осознанны, вы не станете ничего на нем писать, вы оставите ребенка в покое. Вы позаботи­тесь о ребенке, дадите ему все необходимое, поможете ему стать сильнее, здоровее, — точно так же, как садовник за­ботится о розовом кусте. Вы ничего не будете навязывать розовому кусту, — пока что розы скрыты и расцветут в свое время, от вас требуется только забота.
В каждом ребенке, в самой его невинности, скрыты розы, лотосы, будды. Помогите ему остаться невинным. Не приви­вайте ему так называемую социальную культуру из страха, что «если мы этого не сделаем, он станет варваром».
Уже много веков продолжается полемика на эту тему, но нет никаких экспериментов. Я это знаю, я сам спорил со своими профессорами в университете, — потому что все попытки психологов и социологов определить, что нужно делать с ребенком, упираются в одно и то же не­понимание. Мое видение было и остается прежним: с ре­бенком ничего не нужно делать; с вашей стороны требу­ется только защита.

Человечество
Человек с большой продуктивностью изобретает опас­ные слова. Например, слово «человечество». Мне никогда не встречалось человечество, мне встречались только че­ловеческие существа. Человечество это просто абстракт­ное понятие. Однако существуют люди, которые любят человечество. Человечество невозможно обнять, челове­чество невозможно поцеловать. Это становится очень тон­кой уловкой. Прикрываясь любовью к человечеству, можно продолжать ненавидеть человеческие существа. Посколь­ку вы любите человечество, в любви к человеческим су­ществам нет необходимости.
И если появится такая необходимость, вы сможете по­жертвовать всеми человеческими существами ради своей любви к человечеству. Это происходит повсеместно: люди любят нации, люди убивают других людей во имя «наций». Во имя «родины», «отечества» — во имя каких-то глупых слов — с легкостью убивают тысячи людей.
Настоящее приносится в жертву на алтарь чего-то абстрактного. Такова вся наша история. Во имя Бога, во имя религии, во имя любви, во имя мира, во имя демо­кратии, во имя коммунизма — а все это абстрактные по­нятия — мы продолжаем безжалостно уничтожать чело­веческие существа.
Все эти слова опасны. Отбросьте эти слова, любите че­ловеческие существа. Если вам приходится пожертвовать родиной, жертвуйте ею — это ничего не значит. Если вам приходится жертвовать религией, жертвуйте ею — это ничего не значит. Если вам приходится жертвовать чело­вечеством, убейте его, не задумываясь, — потому что че­ловечества не существует, и вы не сможете никого убить. Любите реально существующее, избегайте абстрактного. Абстрактное стало нашей величайшей катастрофой.

Чтение
В Индии, когда кто-то читает обычную книгу, это назы­вается «чтением». Но когда кто-то читает Гиту, у нас для этого есть специальный термин — патх. В буквальном пе­реводе это слово означает урок. Обычное чтение — это про­сто чтение, что-то механическое. Но когда вы читаете и так глубоко поглощены, так увлечены, что само чтение стано­вится уроком, тогда это чтение глубоко проникает в вашу сущность и становится не только частью вашей памяти, но частью вашей сущности. Вы это впитали, вы этим опьянились. Возможно, вам не удастся сформулировать послание в словах, но вы впитали его суть. Сама его суть проникла в вашу сущность. Мы называем такое чтение «патх».

Чувствительность
(чувственность)
Будьте как можно глубже в теле. Позвольте своим чув­ствам ожить. Когда вы на что-то смотрите, когда вы ощу­щаете какой-то вкус или запах, когда вы к чему-то прика­саетесь, делайте это с большей любовью. Позвольте своим органам чувств все больше участвовать в вашей жизни. Тогда вы внезапно обнаружите, что энергия, которая дви­галась в основном в голову, теперь гармонично распреде­ляется по всему телу.
Голова — это диктатор. Это монополист, который посто­янно отовсюду забирает энергию. Голова уничтожила чув­ства. Голова присваивает себе почти восемьдесят процентов энергии, а для всего остального тела остается лишь двад­цать процентов. Естественно, все остальное тело страдает, а когда страдает все тело, страдаете вы, потому что вы може­те быть счастливы только тогда, когда существуете как еди­ное целое, как органическое единство, когда каждая часть вашего тела и существа получает свою часть энергии, — не больше, но и не меньше, чем нужно. Тогда ваше существо работает в определенном ритме. Вы гармоничны.
Гармония, счастье, здоровье — все это аспекты одного явления — целостности. Когда вы целостны, вы счастливы, здоровы, гармоничны.
Голова создает помехи. Люди многое потеряли. Они не чувствуют запахов. Они утратили способность ощущать запахи. Они утратили способность чувствовать вкус. Они слышат лишь очень немногое. Они потеряли слух. Люди не знают, что такое прикосновение. Их кожа загрубела. Она утратила свою мягкость и восприимчивость. Поработив все остальное тело, голова процветает, как Адольф Гитлер. Го­лова становится больше и больше. Это очень смешная ситу­ация. Человека можно представить в виде карикатуры — огромная голова и маленькое, жалкое тело.
Так что верните себе способность чувствовать. Делай­те что-то своими руками, возитесь с землей, с деревьями, с камнями, соприкасайтесь с людьми, с их телами. Делай­те что-то, что не требует чрезмерного думанья, умствова­ния, интеллектуализации. И наслаждайтесь этим. Тогда постепенно ваша голова разгрузится. Это будет хорошо и для самой головы, потому что, если голова перегружена, она рождает много мыслей, но при этом не может думать. Как обеспокоенный ум может думать? Для того чтобы ду­мать, необходима ясность. Для того чтобы думать, необхо­дим расслабленный ум.
Это выглядит парадоксально, но для того чтобы ду­мать, необходим ум без мыслей. Тогда вы можете думать очень легко, очень стройно, очень интенсивно. Возьми­те любую проблему, и ваш безсмысленный ум ее решит. Тогда работает ваша интуиция. Это не беспокойство — просто озарение.
Если ум слишком перегружен мыслями, вы думаете много, но без пользы, без толку. Все сводится на нет, потому что голова ничего не может. Вы просто ходите кругами, соз­даете много шума, но с нулевым конечным результатом.
Так что передать часть энергии органам чувств не так уж плохо для головы. Это пойдет ей на пользу, потому что, когда
голова уравновешена и находится на своем месте, она лучше работает. В противном случае, в ней постоянно случаются пробки и заторы. В ней происходит непрерывное движение, почти как в час пик — круглосуточный час пик.


 Чувственность
(чувствительность)
Чувственность, чувствительность, означает, что вы открыты, ваши двери открыты, вы готовы пульсировать вместе с существованием. Если птица начнет петь, чув­ственный человек немедленно почувствует, как эта пес­ня отражается в глубочайшем сердце его существа. Бес­чувственный человек вообще ее не услышит, или, воз­можно, услышит как какой-то шум. Она не проникнет в его сердце. Кукушка начинает куковать, — чувственный человек почувствует, что кукушка кукует не из какой-то далекой манговой рощи, а глубоко из его собственной души. Это становится его собственным зовом, это стано­вится его стремлением к божественному, его собственным стремлением к возлюбленному. В этот миг наблюдатель и наблюдаемое едины. Видя, как расцветает красивый цве­ток, чувственный человек расцветает вместе с ним, ста­новится цветком вместе с ним.
Чувственный человек жидкий, текучий, подвижный. Любое переживание — и он становится им. Глядя на закат, он закат. Глядя в ночь, темную ночь, прекрасную безмолвную тьму, он становится тьмой. Утром он становится светом.
Он — все, чем является жизнь. Он пробует жизнь на вкус со всех ее возможных сторон. Поэтому он становиться бога­тым, — это настоящее богатство. Слушая музыку, он музы­ка; слушая звук воды, он становится звуком воды. А когда ветер дует сквозь бамбуковую рощу, и стебли бамбука постукивают... он не в стороне от них. Он среди них, один из них, — он бамбук.
Быть чувственным, открытым к чувствам, значит быть доступным тайнам жизни. Становитесь более и более чув­ственны, и отбросьте все осуждение. Пусть ваше тело ста­нет просто входом. Все ваши чувства должны стать дверь­ми, распахнутыми настежь, без всяких преград, — так, чтобы когда вы слушаете, вы становились музыкой, когда вы смотрите, вы становились светом, когда прикасаетесь, вы становились бы тем, к чему прикоснулись.

Чувство, внутреннее
Один мальчик постоянно чесал голову. Его отец однаж­ды посмотрел на него и сказал:

- Сынок, почему ты все время чешешь голову?
- Может быть, — ответил мальчик, — это потому, что я единственный, кто знает, что она чешется.
Это внутреннее чувство. Только вы знаете. Никто дру­гой не может знать. Этого нельзя увидеть снаружи. Когда у вас болит голова, только вы знаете. Вы не можете этого доказать. Когда вы счастливы, только вы знаете, — вы не можете этого доказать. Вы не можете выложить это на стол, чтобы все это проверили, вскрыли, проанализировали.
По сути, внутреннее чувство настолько внутреннее, что нельзя даже доказать, что оно существует. Поэтому ученые продолжают отрицать его, но это отрицание бес­человечно. Даже ученый знает, что когда он чувствует лю­бовь, у него есть внутреннее чувство. Что-то есть! И это не вещь, и это не объект, и невозможно показать его дру­гим. И все же — оно есть.
Внутреннее чувство по-своему весьма достоверно. Но из-за привычки к научному мышлению люди утратили доверие к своему внутреннему чувству. Они полагаются на других. Вы полагаетесь на других настолько, что если кто-то скажет: «Ты выглядишь очень счастливым»,—вы почувствуете себя счастливым. Если двадцать человек решат сделать вас не­счастным, они смогут сделать вас несчастным. Они просто должны повторять это целый день, когда бы вы ни пересе­клись с ними, они должны говорить вам: «Ты выглядишь очень несчастным, очень расстроенным. В чем дело? У тебя что, кто-то умер?» И вы начнете сомневаться: так много лю­дей говорят, что вы несчастны — должно быть, так и есть.
Вы зависите от мнений людей. Вы настолько зависи­те от мнения других людей, что совершенно потеряли вну­треннее чувство. Внутреннее чувство должно быть откры­то вновь, потому что все, что прекрасно, и все что хорошо, и все что божественно, можно воспринять лишь посредством внутреннего чувства.
Не попадайте под влияние чужих мнений. Лучше начни­те смотреть внутрь, дайте слово внутреннему чувству. До­веряйте ему. Если вы доверяете ему, оно будет расти. Если вы доверяете ему, вы будете его питать, оно станет сильнее...
Именно через внутреннее чувство познается Бог.
Существует шесть чувств: пять из них—внешние, они го­ворят вам о мире. Глаза говорят что-то о свете, без глаз вы бы не знали света. Уши говорят что-то о звуке, без ушей вы бы не знали ничего о звуке. Существует шестое чувство, внутрен­нее чувство, которое показывает и говорит вам что-то о вас и о конечном источнике всего. Это чувство необходимо открыть.
Медитация как раз и есть открытие внутреннего чувства.

Чувствование
Меньше думайте, больше чувствуйте. Поменьше интел­лекта, побольше интуиции. Мышление — очень обманчи­вый процесс; он дает вам чувство, что вы делаете великие вещи. Но вы просто строите воздушные замки.
Мысли есть не что иное, как воздушные замки.
Чувства более материальны, более вещественны. Они вас трансформируют. Размышления о любви не помогут, но чувство любви неминуемо вас изменит. Размышления очень приятны для эго, потому что эго питается вымышлен­ным. Эго не может переварить ничего реального, а мышле­ние — вымышленный процесс...
Обратитесь от ума к сердцу, от думанья к чувствова­нию, от логики к любви.

Чудеса
Мы уже настолько напичканы историями о чудесах, что в них никто не верит — даже те, кто их рассказывает; даже те, кто учит и проповедует, не верят в эти чудеса.
Чудеса, которые приписываются христианами Иису­су, чудеса, которые, как полагают джайны, происходили в жизни Махавиры, чудеса, которые, как считают буддисты, совершал Будда, — это все выдумки. Они были придума­ны для того, чтобы помешать случиться с вами настоящему чуду. Позвольте мне повторить это снова: все эти глупые чудеса были придуманы и объявлены всему миру просто для того, чтобы отвлечь вас от настоящего чуда, которое может с вами случиться...
Моисей раздвинул океан... Я пытался раздвинуть воду в своей ванной, но мне это до сих пор не удалось! Это все чушь. Но нас всех воспитывали на этих глупостях...
Будьте открытыми и уязвимыми, откройтесь для всех ветров, солнца и дождя. Будьте открыты для существования как такового. Для меня Бог — это существование; другого Бога не существует. Существование каждое мгновение — это чудо; мы не видим этого, просто потому что ослепли.

Чудесное
Позвольте жизни войти в вас, станьте более открыты­ми и уязвимыми, больше чувствуйте, больше ощущай­те. Со всех сторон вас окружают чудеса — в небольшом, незаметном. Понаблюдайте за маленьким ребенком. Оставь­те его одного в саду и прос то понаблюдайте. Таким же дол­жен быть и ваш путь— чудесным, исполненным чуда... ребенок бежит, чтобы поймать эту бабочку, бежит, чтобы схватить вон тот цветок, играет с грязью, катается в песке... Отовсюду божественное касается ребенка.
Если вы чувствуете чудесное в жизни, вы будете спо­собны праздновать. Не живите в знании, живите в удив­лении. Вы ничего не знаете. Жизнь полна сюрпризов, всю­ду — постоянный сюрприз. Живите жизнь как сюрприз, как непредсказуемое явление: каждый момент новый. Просто попробуйте, попытайтесь! Вы ничего не потеряете, если попытаетесь, а выиграть можете все.